РАБОТЫ ДЕТЕЙ - ЛАУРЕАТОВ КОНКУРСА "МОЯ ЛЮБИМАЯ НАРОДНАЯ ИГРА"


Шарипов Шахром, 10 лет
Моя мама - туркменка, папа - таджик. Мы приехали из Душанбе. Сейчас я учусь в четвертом классе. Люблю Петербург за то, что здесь очень много красивых мест. Больше всего я люблю гулять, только не один, а с моим лучшим другом Димой.

По-таджикски эта игра называется "Мор и хурмо", по-русски это будет "Белка и орешки". Один становится белкой, а все остальные - орешками. Когда белка видит орешек, он замирает, не двигается. Тогда белка не может его взять. А когда белка отворачивается, то орешки перебегают с места на место. Если белка видит, что орешек бежит или просто пошевелился, она может его ловить. Когда орешек поймают, он станет белкой, а старая белка - орешком.


Глеб Дружинин, 10 лет
Я живу в поселке Вознесенье, на самом краю Ленинградской области. Очень люблю играть.

У нас эта игра называется московские прятки. Почему они московские, не знаю, и на настоящие прятки они тоже не похожи. Но игра веселая.
Играет несколько человек. Считаются, вода встает спиной к остальным, и кто-то один сзади его типает (пятнает). Воде нужно угадать, кто его типнул. Он поворачивается, показывает на кого-нибудь и говорит, что нужно тому сделать: например, сто раз прыгнуть, или добежать куда-нибудь или что другое. Если вода угадал правильно, то придется человеку делать то, что названо. А если не угадал, то тогда он сам должен выполнить все, что сказал.


Согомонян Жорик, 11 лет
В 2001 году я приехал из Армении. У меня три младшие сестры, с ними не соскучишься. И я очень люблю ходить в воскресную школу.

Игра называется Кола-Кола-Николае.
Все садятся в круг, выбирают воду. Вода читает считалку и стучит играющих по очереди по коленкам (сначала по правой, потом по левой, потом по правой соседа и так дальше). На ком считалка закончится, тот убирает коленку, будто у него осталась только одна нога. Считалка такая:
Кола-Кола-Николае,
Азы узы турки тузы
Чахар чомбар воски амбар
(хулуж-мулуж)
Хот уты - джур хми - дурс га.

По-русски это значит:
Кола-Николае,
Завяжи платок,
Иди в золотой амбар
(не притворяйся),
Траву ешь - воду пей - вылетай скорей.

Потом считают другие части тела: глаза, и если считалка попадет на чей-то глаз, его нужно зажмурить. Потом уши, руки, потом головы. Если голова пропала, значит, тебя уже нет. Выигрывает тот, кто останется самым целым к концу игры.
Еще в эту игру я играю с младшими сестрами. Только они не сидят, а лежат, а я считаю. Им очень нравится.




Демьянович Ольга, 4 класс
Игра в "Земельки" очень интересная! В ней могут участвовать два и более человек. Игроки рисуют на земле большой круг. Делят его на равные части, по количеству игроков. Берется камень, хорошо катающийся по земле. Играющие встают на свою землю и начинают его пинать друг другу. Игроки должны увернуться от камня. Если кто-то кому-то попал по ногам, то у того человека, которому попали по ногам, отнимается пять шагов от его земли. Когда кто-то из играющих выкинул камень за линию, то остальные отсчитывают, сколько шагов до камня и отсчитывают их от того, кто выкинул камень. Если кто-то наступит на чью-нибудь землю или заступишь за линию круга, то твои противники отнимают у тебя землю в один шаг. Когда ты кинул камень и случайно попал на линию, то твои противники отнимают у тебя три шага. Выигрывает тот, у кого будет больше земли.


Гусейнов Орхан, 4 класс
Я люблю читать книги и играть на компьютере. Люблю играть в прятки и пятнашки. Зимой люблю играть в снежки и лепить снеговика.

Мы с семьей приехали из Баку. Когда мы жили в Баку, то с сестрой играли в игру "Стоп-стоп". Ее смысл состоит в следующем. Все садятся по кругу. Водящий ходит за ними по кругу и незаметно кладет кому-нибудь за спину платок. Тот, кто увидит платок за собой, должен догнать водящего и запятнать, сказав "Стоп-стоп". А если не догонит, то сам станет водящим.


Яковлева Саша, 12 лет.
Моя деревня называется Новая. У нас красивый лес и чистый воздух. А Санкт-Петербург я люблю, потому что там интересно и много красивых зданий.

Моя любимая игра - это "Выше ноги от земли". Правила игры: выбирается один человек - вода. Он отворачивается и считает до числа, которое обговаривается заранее. Участники игры присматривают место, куда можно залезть так, чтобы ноги не касались земли, но чтобы не убегать за обговоренные пределы. Водящий считывает до определенного числа и говорит: "Стоп игра", - и поворачивается. Кто не успел оторвать ноги от земли, тот и водит.


Тоня Ковальчук, 16 лет
Я люблю свою деревню, так как здесь родилась и живу, люблю за природу, за то, что здесь живут все мои друзья. Санкт-Петербург сейчас выглядит по-новому, обновленный город мне нравится больше. А еще здесь много интересных музеев.

Белки-стрелки.
Все разделяются на две команды. Одна команда убегает, прячется (рисуя на земле стрелки, куда они бегут). Можно рисовать и ложные стрелки. Другая команда ищет их по стрелкам. Если найдет, то выигрывает. И все меняются ролями.


Гарифулина Роза, 3 класс
Мои родители приехали из Татарстана. Я занимаюсь русскими народными танцами, а по воскресеньям мы с мамой ходим на лекции по истории Петербурга в Петропавловскую крепость. Еще я люблю слушать, когда папа рассказывает о традициях татарского народа.

Мне мама рассказала одну татарскую игру. По-русски она называется "Ловишки". Играют в нее так. Сначала есть один водящий. Он кого-нибудь ловит и тот становится его помощником. Вместе они ловят остальных. Кого поймают - тот тоже становится их помощником. И они должны ловить остальных бегающих. Только ловить они должны, взявшись за руки. Я хочу попробовать поиграть в нее со своими друзьями в классе.


Платонов Дима, 7 класс
"Казаки-разбойники". Ребята делятся на две группы. Первая - это казаки, а вторая - разбойники. Казаки придумывают слово-пароль, только обязательно, чтобы количество букв в этом слове совпадало с количеством людей в группе. На листках бумаги пишется одна буква из пароля и выдается казакам. Казаки выбирают себе базу, на которую они должны прийти через определенное время. Разбойники договариваются об этом месте с казаками. Разбойники должны за определенное время найти казаков и получить у них листы бумаги с буквами пароля, которые они прячут у себя в одежде. Потом должны выяснить пароль. В начале игры игроки обговаривают границы территории.


Алиева Фирюза, 3 класс
Я родилась в Санкт-Петербурге. Мои мама и папа жили в Баку. Сейчас я учусь в 3 классе.

Я хочу рассказать про азербайджанскую игру "Геджа ве гюндуз" - "День и ночь". Мальчики становятся на одной линии, а девочки на другой - напротив. Когда говорит водящий: "Ночь" - мальчики ловят девочек. Когда водящий говорит: "День" - девочки ловят мальчиков. Это очень весело - догонять друг друга.


Николаев Александр, 4 класс
Король хочет видеть.
По жребию выбирается ведущий. Он - король. Король становится спиной к участникам и загадывает слово (например, мандарин), поворачивается к участникам и говорит: Король хочет мандарин.
Участники пробегают мимо короля, он пытается их поймать (дотронуться). Если ему это удается, пойманный становится королем. А если один из игроков покажет то, чего "хочет" король (например, у него есть мандарин), то король обязан пропустить его.

Три-пятнадцать.
Участники подставляют ноги к центру, и, по сигналу говоря "три-пятнадцать", отпрыгивают как можно дальше. Потом каждый пытается наступить на ногу рядом стоящему. Тот, кому наступили на ногу, выбывает.


Турдубыева Нурджамал, 4 класс
По-киргизски эта игра называется чуко, а по-русски - альчик.
Играть могут 10-15 человек, а могут и больше. Надо взять камешки или бараньи кости. Вы ставите камешки в линию. Можно поставить пять или восемь. Дети должны встать в ряд и по очереди кидать камешки в цель. Если играющий не попадает, то снова встает в конец очереди. Выигрывает тот, у кого быстрее всех наберется двадцать попаданий.


Зиец Маша, 10 лет
Игра называется П.М.Ж. (полуживой-мертвый-живой).
П.(полуживой)М.(мертвый)Ж.(живой) - это уличная игра; играют в нее на детской площадке; тот, кто водит, отворачивается, закрывает глаза и говорит про себя - "ПМЖ, ПМЖ". Не очень быстро. Когда все спрятались, кто-то из играющих говорит громко: "Стоп!" Если вода остановился на букве П, то он ходит и ищет всех с закрытыми глазами, а играющим можно сделать всего 5 шагов - когда они их все сделают, то встают на том месте, где остановились. Если вода остановился на букве М, то он с закрытыми глазами ищет, играющие замирают на месте, где спрятались. А если он скажет букву Ж, то он открывает глаза, и все бегают, играют в догонялки!


Мирошниченко Н.
Светофор.
Ребята чертят на земле большой квадрат. Вода встает в середине, а игроки на одной стороне квадрата. Вода поворачивается спиной к игрокам и называет любой цвет, потом поворачивается. У кого где-то есть этот цвет: например, на одежде, или глаза такого цвета, или волосы в такой цвет покрашены, тот проходит спокойно. А тот, у кого нет такого цвета, должен пробежать на другую сторону квадрата. Выбегать за черту нельзя. Вода должен поймать бегущего. Если поймает, то тот становится водой.


Лиза Федорова, 4 класс
Жмурки - это очень интересная игра. Сначала игроки считаются, выбирая водящего. Водящему завязывают глаза. Остальные дети крутятся вокруг водящего и хлопают в ладоши, а он старается кого-нибудь поймать. Если водящий подглядывает, с него снимают повязку и штрафуют. Но труднее всего ловить без хлопков. Если водящий поймает играющего, тот становится водящим.


Оля Рыжова, 16 лет
В нашей деревне Федоровское жить прикольно, все под рукой, все друг друга знают. Я люблю свою деревню.
А Санкт-Петербург - самый красивый город, я его люблю, потому что там интересно.

Волки и овцы
Все ребята садятся в круг, а ведущий ходит в середине. "Все засыпают", - говорит он. Все в кругу закрывают глаза. До кого ведущий дотронется, тот становится волком. Волков двое. Потом ведущий говорит: "Волки просыпаются и находят себе жертву". Волки открывают глаза и показывают ведущему, какую овечку они съедают. Потом ведущий говорит: "Все просыпаются, кроме Кати". И Катя тогда выходит из игры. И все начинают выбирать, решать, кто может быть волком. Но решают все, кто в кругу: и овцы, и волки. Когда решили, кто волк, то показывают ведущему, и он говорит: "Поздравляю, вы съели волка (или овцу)". Потом все опять засыпают. Цель: найти волков. Но волки должны защищать друг друга.


Илья Кудрявцев
Нижегородские прятки.
Это те же самые прятки, но если вода найдет человека, он должен подбежать к тому месту, где он считал и сказать: "Тули-тули". Например: "Ваня за столбом", и Ваня становится водой. Если Ваня успел добежать до места, где считал вода и сказать: "Тули-тули" за себя и за свою команду, водой остается тот же.


Ефремова Оля, 6 класс
Третий лишний.
Играющие встают в круг. Позади каждого должен стоять еще игрок, то есть все по парам. А одна из пар делится; один убегает, другой догоняет. Если водящий догоняет, то убегающий водит, а если убегающий встанет вперед любой пары, то третий лишний убегает и т.д. Но убегающему нельзя бегать через круг, можно только если встаешь перед кем-то. А если кто-то пробежал через круг, то он становится водящим.

Азизбек Камилов, 4 класс
Мои мама и папа из Узбекистана.

Игра, которая мне нравится, называется эшя мды.
В этой игре участвуют четыре человека, по два человека в команде. Кидается камень. Те, кто закинет дальше, будут первыми прыгать. Надо прыгнуть на спину человека из другой команды и как можно дольше продержаться на ней. Если упадешь, то право прыгать перейдет к другой паре. Таким образом, происходит соревнование: кто самый устойчивый.

Исаева Изабель, 4 класс
Мой папа украинец, а мама молдаванка.
Черная роза.
Человек, который водит, должен подойти к детям, которые с ним играют. А они должны начертить себе по домику (кругу) и туда встать. Вода должен подойти к каждому ребенку по отдельности, а они должны сказать любое слово (повторять нельзя). Потом вода идет вокруг домиков и говорит предложение с этими словами. А потом неожиданно говорит: "Черная роза". И все должны поменяться домиками. Кого поймают, тот новый вода.

Никифоров Андрей, 6 класс
Яблоки.
Выбирается вода, остальные залезают на дерево. Вода говорит: "Уже и яблоки созрели". Все, сидящие на дереве прыгают с него, при этом нельзя касаться земли рукой. Тот, кто первым случайно дотронулся до земли, становится водой.


Улиханова Айсара, 4 класс
Эта игра называется "Курочка и цыплята". В эту игру играют так: несколько человек стоят друг за другом паровозиком, а один человек будет водой - "ястребом". Первый из ребят в паровозике будет курочкой, а остальные позади нее цыплятами. Курица должна уворачиваться в разные стороны вместе с цыплятами, чтобы не дать проход ястребу, чтобы он не утащил одного из цыплят. Если ястреб сумеет утащить у курочки всех цыплят, то она станет водой.


Наумович Тимур, 15 лет
Мой папа белорус, он приехал из Карелии, а мама приехала из Махачкалы. Я люблю свою деревню за то, что я тут всех знаю, тут спокойно, не шумно, не то, что в городе. О городах: я видел много разных городов, но Петербург - самый красивый.

Игра на мнение людей.
Выходит один человек из помещения и представляет себя кем-то (какое он явление природы, животное, цветок), а люди, которые остались, тоже думают над этим вопросом (кто этот человек). После он приходит и говорит, кем себя представляет: каким животным , растением, явлением и т. д. и сверяет свое мнение с мнением остальных. Эта игра помогает узнать, что думают окружающие о тебе, увидеть себя со стороны. Особых возрастных границ нет, где-то 13-16 лет. В это время человек способен представить из себя какую-либо личность.


Калинина Маша, 8 лет
Стоп Нога.
У воды закрыты глаза, ходить он может по всему, чему угодно, а участники игры могут ходить по разным предметам, а по земле можно перебегать только до тех пор, пока вода не сказал: "Стоп нога!". Если он это сказал, а какой-нибудь участник оказался на земле, то этот участник становится водой. Вода имеет право ловить участников, и если он его поймал, то должен на ощупь определить, кто это. Если вода сказал "Стоп нога", а на земле никого не было, то ему отвечают: "Ни за что".


Кудрявцева Вероника, 4 класс
Эта игра называется "Чай, чай, выручай". Для этой игры необходимо большое количество участников. Отчерчивается большое поле игры, его нужно поделить пополам. На одной и на другой стороне ставятся две команды. За линией каждой стороны стоит кубик. Игроки команды должны перебежать на противоположную сторону, забрать кубик и прибежать обратно. Если игрок перебегает на противоположную сторону, и его пятнает игрок из другой команды, то человек, которого запятнали, останавливается, расставляет руки и говорит: "Чай, чай, выручай!". Потом ждет, когда кто-нибудь из его команды перебежит на противоположное поле с желанием достать кубик и хлопнет его по руке, выручая игрока по дороге. Если тебя выручили, ты бежишь к себе на поле. Другая команда тоже пытается достать кубик. Выигрывает та команда, чей игрок первым достал кубик и вернулся на свое поле.


Кулаковская Ира, 6 класс
Подписи бывают разные.
Однажды я летом была на Украине. Мы там играли в игру, сейчас я вам ее расскажу.

Надо найти большую территорию и посадить у некоторых деревьев по одному человеку, и сказать каждому любое животное, чтобы он запомнил. Потом несколько других людей берут маленькие листочки и на счет 3 бегут по животным и собирают подписи. Но подписи надо собирать по определенному порядку животных, например: ослик, коза, петух, гусь, жаба, змея, корова, кошка, собака. Когда все подписи соберешь, надо найти попугая, обычно он сидит на крыше. Если надо, чтобы первым подписался осел, то бегаешь наугад ко всем сидящим у деревьев. Например, подбегаешь к козе, ты еще не знаешь, что это коза. Ты спрашиваешь: "Ты кто?" и она тебе подает звук, например: "Бе-е-е". Значит это коза. Таким образом бегаешь по всем животным, пока не найдешь осла. После того как ты собрал все подписи, ищешь попугая и отдаешь ему бумажку. Его найти очень легко, если ты подбегаешь к неизвестному животному и спрашиваешь: "Ты кто?", попугай сразу же повторит: "Ты кто?". Тогда берешь стул, чтобы достать до крыши, и отдаешь эту бумажку ему, он ставит там свою подпись. И если ты пришел первый, то тебе дают шоколадку.


Кузнецов Даня
Игра "Запомни".
На стол выкладывается несколько предметов. Тот, кто водит, должен закрыть глаза или сделать так, чтобы не видеть предметы, повернуться. Участники должны убрать два или три предмета, а оставшиеся поменять местами. Вода должен отгадать, где что стояло, и что убрали.


Ралло Кристина, 14 лет
Моя мама приехала из Азербайджана, папа - из Белоруссии, а я родилась уже здесь, в поселке Вознесенье. Сама себя чувствую русской. Но очень люблю долму, она похожа на голубцы, только вместо капусты там виноградные листья. Об играх. Есть одна интересная игра, мне про нее рассказал папа. А потом оказалось, что мама в детстве в нее тоже играла. Я спросила всех знакомых ребят, у нас сейчас никто не знает этой игры. А игра-то русская. Называется Чижик.

Чертят на земле круг. Посередине круга вырывают ямку. "Чижик" - небольшую, толстую палочку с заостренными концами кладут так, чтобы ее концы лежали на краях ямки. Первый игрок подходит к ямке и бьет битой (палкой побольше) по краю чижика. Чижик взлетает, и надо снова ударить по нему, отбить как можно дальше. Потом положить биту рядом с ямкой. Второй игрок подбирает чижик и с места старается кинуть его так, чтобы попасть им в ямку или по бите. Если попадет, то первый игрок вылетает из игры (или если первый игрок промахнулся при ударе). А если промахнулся второй игрок, то первый получает право на три дополнительных удара. Расстояние от ямки до чижика меряется с помощью биты: чем больше расстояние, тем больше очков. Но если промахнешься при ударе, все очки сгорят. Играют, пока кто-нибудь не наберет двести или триста очков. Он - победитель.



Кто не начитался, может, еще почитать на http://detigoroda.spb.ru/index2.html


Пчела #48 (октябрь-декабрь 2005)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"