Занятость и трудоустройство молодежи:
Санкт-Петербург начала XXI века
(между теорией и практикой)

Александр Кострикин


ВВЕДЕНИЕ

Проблема перехода от учебы к профессиональному обучению и к труду является ключевой, определяющей для молодежи как социальной группы. Получение профессиональной квалификации и рабочего места наряду с созданием своей семьи являются важнейшими социальными функциями, реализуемыми в молодом возрасте; с решением этих задач человек может действительно считаться взрослым и зрелым членом общества.
С момента своего официального возникновения в 1992 году государственная молодежная политика в нашей стране неизменно называла обеспечение занятости и гарантий профессиональной подготовки и трудоустройства в качестве одного из приоритетных направлений.
В Указе Президента РФ "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" № 1075 от 16.09.1992 г. обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи названо в первом же пункте. (Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации. Сборник документов. / Под общ. ред. проф. В .А. Лукова. - Часть 1. - М.: Госкомитет РФ по молодежной политике, Институт молодежи, 2000. - с. 73)
В "Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 03.06.1993 года, которые официально действуют по сей день, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи описано более подробно. Оно включает в себя обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых людей на труд. В качестве мер и средств при этом указаны:
  • учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;
  • использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий в предоставлении услуг по трудоустройству и приеме на работу молодежи, профессиональном обучении, повышении квалификации и переподготовке молодых работников;
  • установлении квот для приема на работу молодежи из числа социально незащищенных категорий и закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по квотированию;
  • осуществление мер, облегчающих переход от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, организации общественных работ.(Там же, с.66)
Аналогичные и дополнительные меры указаны также в Законе Санкт-Петербурга "О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга" от 17.03.1998 г., № 28-6, в котором гарантиям занятости молодежи посвящена статья 4.
Механизмы реализации этих положений состоят в разработке и реализации целевых программ на основе докладов о положении молодежи, в которых должен содержаться анализ состояния жизненных условий и социальных проблем молодежи, ценностных ориентаций, интересов и потребностей, а также анализ эффективности молодежной политики, предложения по необходимым изменениям социальных стандартов и нормативов. К сожалению, задуманный механизм дает сбои. Экономические реформы сделали многие положения законодательства в сфере занятости молодежи декларативными, а пресловутый "Закон № 122" вообще ликвидировал слово "гарантии" практически во всем федеральном социальном законодательстве.

ТРЕВОЖНЫЕ ЦИФРЫ

В Государственном докладе "Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 годы" приведены такие сведения: в возрасте 15-18 лет в среднем 5% молодых людей уже работает (причем этот показатель выше для малообеспеченных слоев населения и особенно сельских районов), не работает и не учится около 3%, безработные составляют от 1,2% до 2,8%. ( Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 годы. / Мин. образования РФ. - М.: Изд. МГСА "Социум", 2002. - с. 68.) Это является мощным фактором стратификации молодежи по благосостоянию. Условия жизненного старта молодых людей из высокообеспеченных и низкообеспеченных семей, из крупных и малых городов оказываются существенно различными. Отраслевая структура занятости молодежи существенно отличается от отраслевой структуры занятости населения в целом. На первом месте (свыше 30%) стоит сфера обслуживания и торговли, затем следует работа на промышленных предприятиях, в строительстве и связи (до 20%) и только затем бюджетная сфера (менее 16%). Около 70% молодых людей, получивших профессиональное образование, трудится не по специальности.
Сам по себе рост числа несовершеннолетних, занятых в экономике, является вовсе не радостной тенденцией - ведь вместо того, чтобы учиться и получать высокую квалификацию, молодые люди вынуждены уже с 14-15 лет идти работать, причем, как правило, на неквалифицированную и низкооплачиваемую работу.
В докладе 2003 года, последнем по времени официальном докладе о положении молодежи в нашей стране (Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. - М.: Логос, 2003. - с 64.), отмечается, что массовый характер носят нарушения действующего законодательства в отношении труда молодежи, прежде всего несовершеннолетних. Речь идет о привлечении лиц до 18 лет к запрещенным для них сверхурочным работам и работе в ночное время, о нарушении санитарно-гигиенических норм труда. Ни для кого не секрет, что нередко подростков привлекают к работе без надлежащего оформления трудовых отношений. Молодежная безработица возросла за три года (с 1999 по 2002 год) на 2,5%, доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных составила 32%, каждый шестой из них является выпускником учебного заведения. Выросло среднее время поиска рабочего места среди безработных, причем для молодых людей более старшей возрастной группы (25-29 лет), т. е. для тех, кто уже имеет трудовой опыт и образование, оно выше и составляет в среднем более 8 месяцев. Это можно проинтерпретировать как следствие несоответствия профессиональных и материальных притязаний молодежи конкретным предложениям.
По мнению специалистов, отсутствие работы более 6 месяцев ведет не только к утрате трудовых навыков и деквалификации, но и появлению неуверенности в себе, депрессии. Имеется четкая статистически достоверная связь между уровнем безработицы и уровнем преступности. Ориентация не на труд, а на "умение делать деньги", получение дохода любыми средствами не только подтверждается данными социологических исследований, но и подогревается соответствующей рекламой потребительского образа жизни.
По данным репрезентативного опроса, проведенного Центром социального прогнозирования при поддержке фонда "Евразия" в феврале 2004 года среди молодых людей в возрасте 12-29 лет, в качестве важнейших личных проблем, которые стоят перед ними в настоящий момент, 11,4% называют проблему трудоустройства ( Шереги Ф .Э. Социология девиации: прикладные исследования. - М.: Центр социального прогнозирования, 2004. - с. 340). Если учесть, что основная масса опрошенных находится еще в школьном или студенческом возрасте, это очень много. Подавляющее большинство молодых людей считает, что их права в сфере труда и занятости нарушаются - соответствующий вариант ответа отметили 79,2% опрошенных, больше получило только нарушение права на альтернативную гражданскую службу и на судебную защиту. Аналогичный результат получен при ответе на вопрос: "В чем проявляется нарушение Ваших прав?". Нарушение права на труд и его справедливую оплату усматривает 31,3% респондентов и уступает лишь отсутствию гарантий безопасности человека, семьи и жилища (34,9%). Эти две проблемы лидируют среди ответов с большим отрывом: например, нарушение права на получение образования считают актуальным 17,2% опрошенных, а права на получение информации - всего 10% молодых людей (Там же, с 327-329).

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ

Сегодняшняя ситуация с трудоустройством и занятостью молодежи сложилась под влиянием ряда факторов, среди которых:
  • радикальные изменения экономической ситуации и, соответственно, трудового уклада в результате реформ 90-х годов, прежде всего - приватизации;
  • отмена в конце 1990 года распределения выпускников и внедрение коммерческих принципов в деятельность учебных заведений;
  • отсев юношей девушек из школ вследствие неуспеваемости и по другим причинам, что, несомненно, сказывается и на уровне образованности населения;
  • снижение уровня социальной защиты и соответствующих гарантий, как следствие - рост количества молодых людей, не готовых к вступлению в трудовую деятельность в силу различных социальных причин (сирот, выпускников детских домов, инвалидов, матерей-одиночек, наркозависимых, алкоголиков, детей из неблагополучных семей и др.);
  • приток в крупные города мигрантов, в том числе - нелегальных;
  • деформации в ценностных ориентациях, жизненных стратегиях и психологических установках молодых людей (Слуцкий Е. Г., Сапова Н. И., Кострикин А. В., Кондратьева Я. В. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие. / Под ред. проф. С. М. Климова и проф. Е. Г. Слуцкого. - СПб.: Общество "Знание" СПб и Лен. обл., 2004. - с. 22-25).
Ситуация с занятостью в Санкт-Петербурге выглядит более благополучной, чем в целом по стране. Уже в течение ряда лет количество вакансий значительно превышает число зарегистрированных безработных, однако либо это вакансии с низкой оплатой труда, либо, напротив, работа, требующая очень высокой и специальной квалификации. В силу развала системы начального и среднего профессионального образования стали дефицитом, например, квалифицированные рабочие. Среднее время поиска работы для тех, кто имеет начальное профессиональное образование, составляет около 4 месяцев, наибольшее количество ищущих работу в этой категории - это выпускники сферы торговли и общественного питания. Наиболее быстро находят работу специалисты в области радиоэлектроники.
Среди выпускников техникумов и колледжей ситуация более напряженная. Более половины выпускников медицинских училищ и техникумов ищут работу, причем даже те, кто трудоустроился, не удовлетворены своим рабочим местом. Среднее время поиска работы составляет 5,6 месяца.
Среди выпускников вузов на поиски работы тратится 2-4 месяца, при этом среди ищущих работу в последнее время увеличилось количество имеющих юридическое и экономическое образование, что свидетельствует как о некотором перепроизводстве этих специалистов, так и о повышении требований работодателей, предпочитающих брать сотрудников, имеющих практический опыт работы. Самой неблагополучной профессиональной группой, по данным Доклада о положении молодежи Санкт-Петербурга, остаются инженеры-технологи (Положение молодежи Санкт-Петербурга: проблемы, тенденции, перспективы. / Под ред. А. М. Хазова. - СПб, 2001.).
В целом, молодые люди в нашем городе более оптимистично, чем их сверстники в других городах, смотрят на проблемы с трудоустройством. Более половины работающих молодых людей не ощущают опасности потерять работу, и даже те, кто работает не по специальности, в ходе опросов чаще высказывают точку зрения "уходить не собираюсь". По-видимому, это связано с более благоприятной экономической ситуацией в Санкт-Петербурге, большим количеством возможностей, в том числе и для дополнительного заработка.

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ

Проблема молодежной занятости, безусловно, даже в масштабах региона является комплексной и требует объединения усилий как федеральных структур, прежде всего Федеральной службы занятости, так и региональных органов законодательной и исполнительной власти. Поэтому в январе 1997 года в Санкт-Петербурге распоряжением губернатора была создана Межведомственная комиссия по содействию занятости молодежи. Председателем Комиссии является председатель Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, заместителем - заместитель руководителя Департамента Федеральной государственной службы занятости по Санкт-Петербургу. В составе комиссии - представители Комитета по образованию, Комитета по труду и социальной защите населения, Комитета по науке и высшей школе, Административного комитета, ГУВД, Комитета финансов, Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитета по здравоохранению, депутаты Законодательного собрания. Кроме того, по согласованию в составе Комиссии работают представители Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, городского центра профориентации молодежи и психологической поддержки населения Минтруда РФ и 4 представителя от наиболее авторитетных негосударственных коммерческих организаций, работающих в сфере занятости молодежи. Это два представителя Молодежной биржи труда (один - от "МБТ-Холдинга" и один - от "Санкт-Петербургской молодежной биржи труда"), руководители ООО "Новое поколение" и городского штаба студенческих отрядов. Интересно, что представителей молодежных организаций или каких-либо других НКО в составе Комиссии нет.
Комиссия призвана способствовать принятию и реализации эффективных мер по обоснованному решению проблем занятости молодежи. Она разрабатывает и вносит на рассмотрение губернатора "Программу занятости молодежи", контролирует и анализирует ее выполнение, координирует деятельность различных организаций, учреждений и предприятий в сфере занятости молодежи, межрегиональное и международное сотрудничество, готовит предложения по совершенствованию системы профориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации молодежи, разрабатывает предложения по вопросам своей компетенции.

ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА

Ежегодно в Санкт-Петербурге реализуется "Программа занятости молодежи". Основными ее задачами являются обеспечение временной занятости подростков (в первую очередь социально незащищенных), а также расширение возможностей трудоустройства студентов и молодых специалистов.
Реализация программы ведется по направлениям:
  1. Организация трудового воспитания и временной занятости несовершеннолетних, в возрасте от 14 до 18 лет.
    В этом направлении осуществляется:
    • организация работы выездных молодежных трудовых отрядов (более 1600 человек в год);
    • организация работы по благоустройству города, объектов социально-культурного назначения на базе подростковых клубов (более 1600 человек в год);
    • организация трудовой занятости несовершеннолетней молодежи в свободное от учебы время (около 8,5 тыс. человек в год);
    • организация рабочих мест на базе трудовых лагерей дневного пребывания (1600 рабочих мест);
    • организация международных трудовых лагерей (200 человек.);
    • организация временного трудоустройства несовершеннолетних инвалидов (более 230 человек);
    • организация временного трудоустройства несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел (480 человек, постоянная занятость для этой категории предусмотрена в Программе в части 3)
    • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан на производственной базе учреждений образования (структурных подразделений детских домов, учебных комбинатов и т. п. - 269 человек)
  2. Организация временной занятости студенческой молодежи. Комитет поддерживает деятельность Городского штаба студенческих отрядов. Ежегодно создаются студенческие строительные, педагогические, медицинские отряды, которые работают не только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, но и выезжают в другие регионы России. В рамках этого раздела программы поддерживается также деятельность Молодежных отрядов правопорядка и отрядов проводников. По данным отчета, в этих программах приняло участие почти 5 тыс. человек.
  3. Организация на базе постоянной занятости социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетней молодежи, склонной к совершению преступлений и правонарушений (1000 человек). Основную роль в реализации этой части Программы играет специальное предприятие "Новое поколение".
  4. Профессиональная ориентация, содействие трудоустройству молодежи и информационная поддержка Программы. В городе создана и активно действует Студенческая биржа труда и обучения, которая помогает студентам и выпускникам вузов в поиске постоянной и временной работы, оказывает консультационные услуги в сфере профориентации и планирования карьеры. Поддерживается работа в летнее время Центра профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи "Выбор" и телефонной службы по трудоустройству "056", обучение специалистов, проведение ярмарок вакансий для молодежи. В 2004 году в рамках Программы был также поддержан телемост Санкт-Петербург - Ханты-Мансийск.
Программа позволила оказать содействие в трудоустройстве примерно 30 тыс. молодых людей, было создано свыше 5000 рабочих мест.
Общий бюджет программы составил около 120 млн. рублей, из которых 78% составляют средства бюджета Санкт-Петербурга, 13,3% - средства Федерального бюджета, 8,45% - средства работодателей.

ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Организационно-правовые формы организаций - исполнителей мероприятий "Программы занятости молодежи Санкт-Петербурга" различны. По данным отчета Межведомственной комиссии по содействию занятости молодежи за 2003 год, среди 28 организаций оказалось:
9 коммерческих структур, в том числе уже упоминавшиеся ООО "Санкт-Петербургская молодежная биржа труда", ООО "Новое поколение" и ООО "Городской штаб студенческих отрядов";
10 некоммерческих организаций (из них 7 - общественные объединения и их ассоциации);
9 государственных учреждений (из них: учреждений образования - 3, одно учреждение ДФСЗ, а также подведомственное учреждение КМПиВОО "Дом молодежи Санкт-Петербурга", остальные учреждения находятся в ведении районных администраций, это главным образом подростковые клубы и центры).
Учитывая, что большую часть программы занятости молодежи составляют мероприятия по дополнительной и временной занятости, а также мероприятия по социально-трудовой реабилитации и адаптации, доля НКО среди исполнителей заказа явно низкая. Это может свидетельствовать, с одной стороны, о желании органов власти передавать заказ подведомственным государственным учреждениям, а с другой - об отсутствии конкурентоспособных предложений и инициатив со стороны НКО, что отчасти связано с их недостаточно развитой инфраструктурой.
Сравнение отчетов за несколько лет показывает, что ряд авторитетных организаций из года в год выполняют государственный социальный заказ в рамках программы. Это "Молодежная биржа труда" и ее подразделения, ООО "Новое поколение", Центр молодежных инициатив "Перспектива", Городской штаб студенческих отрядов, ГАООРДИ. В последние годы среди организаций-исполнителей все меньше образовательных учреждений, в частности, межшкольных учебных комбинатов.
Особое место занимает программа квотирования рабочих мест, осуществляемая в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08.10.1997 № 161-53 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи". Эта программа была предложена и в основном реализуется ООО "Санкт-Петербургская Молодежная биржа труда".
Программа квотирования предусматривает создание вакансий для обеспечения работой граждан в возрасте от 15 до 29 лет из числа выпускников учебных заведений всех уровней, граждан, уволенных с военной службы по призыву, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов и других).
Предлагаемые в рамках программы квотирования вакансии охватывают весь спектр профессий - от сферы услуг и коммерции до образования, от рабочих специальностей до инженерно-технических.
Механизм реализации программы квотирования - экономическое стимулирование предприятий к созданию рабочих мест для молодежи. Цель программы квотирования - создание в своем роде стартовой площадки для молодых людей, не имеющих опыта работы и желающих работать по специальности. Программа позволяет решить проблемы трудоустройства вчерашнего школьника или студента, дать практические навыки и тем самым помочь сориентироваться на рынке труда и повысить свою конкурентоспособность. Участие в программе квотирования обеспечивает молодежи оформление на работу с соблюдением норм трудового законодательства и позволяет молодым людям получить постоянное место работы.
По отзывам предприятий, цель программы квотирования - создание условий не только для трудоустройства молодых людей на предприятие, но и для их закрепления на рабочих местах - успешно достигается; обеспечивая приток молодежи на предприятие. К примеру, в 2002 году в программе квотирования рабочих мест для молодежи приняли участие 79 организаций, расположенных в 12 районах города Санкт-Петербурга. Всего квотировалось 2296 рабочих мест. Зарегистрировано 2350 обращений по вопросам трудоустройства молодежи на квотируемые места. Из обратившихся было трудоустроено 1645 человек. Очевидно, что на многомиллионный город это до обидного мало и явно не соответствует декларированной в "Основных направлениях государственной молодежной политики" системе, однако, как считают эксперты, это тоже достижение. Необходимо отметить, что количество квотируемых мест постоянно уменьшается, так в 2004 году планировалось квотирование уже только 1000 рабочих мест (выполнение - 865 мест), а в 2005 году это число еще уменьшится, по крайней мере, вдвое.

ЦЕНТР "ВЫБОР"

Основным государственным учреждением, осуществляющим мероприятия в области молодежной занятости, является Центр профориентации и содействия в трудоустройстве молодежи "Выбор".
Центр "Выбор" функционирует со второй половины июня до середины октября на базе ЦСЗН Центрального района. За это время специалистами Центра оказывается более 20 тыс. различных консультаций и других услуг. Количество обратившихся растет год от года примерно в 1,1-1,2 раза. Ежегодно впервые в Центр "Выбор" обращается более 2,5 тысяч человек. Анализ состава обратившихся впервые показывает, что это, как правило, молодые люди, не имеющие опыта работы, более половины из которых не имеет также профессии. Больше половины обратившихся - моложе 25 лет, в основном со средним или неполным средним образованием. Интересно, что доля девушек и молодых женщин среди обратившихся растет с уровнем образования и возрастом, то есть среди обратившихся в возрасте старше 26 лет и среди имеющих высшее и незаконченное высшее образование доля девушек значительно больше, чем среди подростков 14-18 лет. Ниже приведены диаграммы, показывающие распределение обратившихся по возрасту и уровню образования.

МБТ И ДРУГИЕ

Интересно, что определяющую роль в становлении программы занятости молодежи в нашем городе и создании самой Межведомственной комиссии сыграли негосударственные организации. Именно "Молодежная биржа труда" и ее подразделения внедрили такие инновационные проекты, как молодежные предприятия (например, "МБТ-Полиграфия"), развернули программу молодежной практики (по примеру Германии и Швеции), в рамках которой рабочее место дотируется работодателю в размере 2-3 МРОТ в течение нескольких месяцев, и ему становится выгодно брать молодого человека и проверить его в деле. ООО "Новое поколение" разработало и внедрило оригинальную программу социально-трудовой реабилитации молодых правонарушителей, познакомиться с которой приезжают специалисты со всей страны и из-за рубежа. Ряд негосударственных, в том числе общественных организаций активно работает с органами местного самоуправления, привлекая ребят к работам по благоустройству, озеленению, помощи инвалидам и престарелым, ремонту детских садов и школ.
Опрос представителей НКО, реализующих программы занятости молодежи, недавно проводившийся в рамках дипломной работы студентом СПбГИПСР Сергеем Федоровым, показал, что НКО пытаются по мере сил компенсировать недостаток внимания государства к проблеме занятости. Некоторые прямо заявили, что не чувствуют поддержки, а зачастую ощущают прямое противодействие, особенно часто со стороны Комитета по управлению городским имуществом. Имеет место и конкуренция за государственный социальный заказ в рамках программы занятости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ощущается определенный разрыв между результатами анализа ситуации молодежи на рынке труда, описанными в докладах о положении молодежи и социологических исследованиях, и конкретными мероприятиями. Ученые говорят о необходимости роста человеческого потенциала, инновационных технологиях, принципах непрерывного обучения, а Программа занятости в силу ограниченности бюджета может предложить только неквалифицированную работу дворников, подсобников, сельхозрабочих или по специальности "раб. зеленого хозяйства" (справку именно с такой формулировкой получил приятель автора после "трудового лета"). В лучшем случае это шелкограф ("МБТ-Полграфия"), рабочий автосервиса или цеха по изготовлению детских игр (ООО "Новое поколение").
Можно сделать вывод, что имеющиеся рамочные федеральные и региональные законы до сих пор не воплощены в специальные целевые программы поддержки занятости молодежи, направленные на поддержку выпускников учреждений профессионального образования.
Министерством образования Российской Федерации в 2003 году, еще до его реформирования был разработан проект федеральной программы содействия занятости молодежи, впервые вступающей на рынок труда. Программа была запланирована на 2004-2006 годы и имела своей целью построение и апробацию системы содействия выпускникам учреждений профессионального образования в поиске работы. Можно говорить о повышении конкурентоспособности российской молодежи как стратегической задаче этой программы. Всего по программе на всю страну на три года было запланировано выделить из федерального бюджета 272,67 млн. рублей, так что очевидно, что речь шла скорее о пилотных проектах, отработке механизмов межведомственного взаимодействия и разработке нормативно-правовой базы. Но даже этого реализовать не удалось. Новое правительство господина Фрадкова взяло курс на сокращение числа федеральных целевых программ, и эта программа не была принята. Активные мероприятия на рынке труда в последние годы стали редкостью - на это нет бюджетных средств. По-видимому, главным препятствием в комплексном решении проблем занятости молодежи остается отсутствие политической воли и внимания исполнительной власти к этой проблеме. Нет понимания того, что проблема молодежной занятости - часть общей проблемы воспроизводства человеческого потенциала, часть единой ювенальной политики в отношении семьи, детей и молодежи.



Пчела #47 (март-май 2005)





 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"