СПЕЦИАЛИСТЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НУЖНЫ…
городу или только самим себе?

Юлия Жаворонкова


Потребность в специалистах среднего звена последние лет пять городские и федеральные власти декларируют, не переставая. В больницах, говорят они, нет медицинских сестер, на заводах - разнорабочих, в сервисе - администраторов... Раньше эти трудовые ресурсы поставляли техникумы и некоторые училища, но в какой-то момент система среднего профобразования рухнула. Что с ней происходит сейчас, со стороны не слишком понятно. Вроде бы и обучение такое ведется, и вакансий в газетах хоть отбавляй, но доски объявлений все равно пестрят от перечня тех, кто "срочно требуется". Где же нестыковка? Многочисленные разговоры с людьми, стоящими у руля среднего профессионального образования в Петербурге, сводились, как правило, к трем постулатам. Первый: среднее профессиональное образование (на чиновничьем жаргоне - СПО) за последние 10 лет претерпело глобальные изменения. Причем необратимые. Второй: объективные предпосылки для того, чтобы такое образование развивалось, в Петербурге все еще есть. Третий: воплотиться потенциалу в жизнь мешают не только (и не столько) пережитые изменения, сколько реалии сегодняшнего дня.

Имидж хромает


В доперестроечное время система образования строго делилась на несколько ступеней: школа (начальное общее образование) - училище (начальное специальное) - техникум (среднее специальное) - вуз (высшее). Каждая из ступеней имела более или менее стабильный позитивный образ в народном сознании. Одно время - и мы все его хорошо помним - образ квалифицированного рабочего был едва ли ни самым популярным положительным персонажем в фильмах, газетах, на телевидении.
В середине и конце 90-х бум высшего образования (продолжающийся, кстати, до сих пор) на корню уничтожил престиж среднего профобразования. Стало считаться, что в техникумы идут только неудачники, которые не смогли поступить в вуз. К старому жизненному лозунгу добавилось "дополнительное" слово: родитель должен дать ребенку высшее образование. Не важно, по какой специальности, главное - чтобы высшее.
К началу нового века вдруг оказалось, что зарплаты у квалифицированных рабочих в 2-3 раза выше, чем у "работников умственного труда". И что вакансий для них больше, и что токарь пятого разряда скорее устроится на работу, чем дипломированный экономист, коих в последние десять лет получился переизбыток. Вроде бы самое время выпускникам школ толпою ринуться в ССУЗы (*официальная аббревиатура - средние специальные учебные заведения), но не тут-то было.
Вот как комментирует сегодняшнюю ситуацию Председатель Совета директоров ССУЗов СПб Виктор Смирнов: "Однажды государство допустило принципиальную ошибку. Оно забыло, что о среднем образовании надо говорить. Сам термин "среднее образование" забылся в устах власти. Куда проще сказать "школа - вуз", чем "школа - колледж, техникум - вуз". А слово "рабочий", например, само по себе (даже в отличие от слова "специалист") стало нарицательным. А ведь любой труд должен быть уважаем! Пусть даже с экономической точки зрения. Я могу вспомнить время, когда в городе были такие партийные руководители, при которых средние профобразовательные заведения были обуты, одеты, поселены в шикарные общежития и всем оснащены. Высшая школа могла им позавидовать. Все дело в отношении власти к той или иной сфере".

Военкомат не дремлет

Другим важным моментом, о котором все знают, но о котором руководители предпочитают стыдливо умалчивать, является служба в армии. Поступление в университет при нынешней призывной системе зачастую даже не вопрос престижа, а способ обойти военкомат. Можно как угодно относится к службе в армии - как к потере двух лет, после которых придется восстанавливать квалификацию, или как к патриотическому жесту "настоящего мужчины" - но факт остается фактом: молодые парни вовсе не хотят оказаться в казармах, поэтому поступают на первый курс какого-нибудь вуза, а потом - в аспирантуру. А там, глядишь, и дети родятся.
ССУЗы в этом плане ВУЗам не конкуренты. Во-первых, срок учебы короче, во-вторых, нет военных кафедр. Правда, на данный момент проблема решается, если так можно выразиться, с обратного конца: федеральное правительство пытается упразднить едва ли не все военные кафедры в стране.
Справедливости ради стоит сказать, что конкурс в некоторые ССУЗы и сейчас не уступает конкурсу в престижные институты. В прошлом году, например, за место в Архитектурно-строительном колледже боролись 9,1 человек на место, в колледже коммуникаций - 6,7, в фармацевтическом - 5,7. Говорить о том, что молодежи не интересно среднее специальное образование, не приходится. Рискну предположить, что добрая половина абитуриентов, не будь армии, предпочтет вузу ССУЗ: учиться там надо всего два года после 11 классов, а не 5; профессиональный диплом дают; специальность, что бы в жизни ни случилось, есть. Поступишь потом в вуз или нет - а работа при желании всегда найдется, не пропадешь. Но военкомат не дремлет.
справка

В Петербурге 78 ссузов, которые реализовывают 156 специальностей.

По прогнозам экономического комитета на 2005 год из 2,4 млн. работающих горожан 700 тыс. представят люди с высшим образованием, и почти столько же - 635 тыс. - со средним специальным.
24% специалистов с СПО при этом будет занято в промышленности;
16,7% - в здравоохранении и социальном обеспечении;
11,4% - в строительстве;
11% - в образовании, культуре и искусстве;
по 5,2% - в торговле и транспорте;
5% - в науке.

Трудные дни

Труд - это, в идеале, то, ради чего люди идут учиться. Хочется, чтобы труд приносил удовольствие, деньги и карьерные перспективы. С тех пор, как выпускников перестали распределять на предприятия, с трудоустройством в ССУЗах начались трудности. Сегодня около 30% выпускников находят работу сами, без участия альма-матер или биржи труда. Хотя, с другой стороны, почти 40% получают направления на работу из учебного заведения. Значит, какая-то работа по трудоустройству учебными заведениями все-таки ведется. Виктор Смирнов считает, что трудоустройство для выпускников ССУЗов вообще не проблема. По его данным, они трудоустраиваются на 94%, и на 50% - по прямой специальности. Если выбрать востребованную специальность и проявить активность на производственных практиках - рабочее место тебе гарантировано. А вот у руководства колледжей и чиновников проблем гораздо больше, чем у учащихся, притом проблем стратегических. Городу надо создать задел специалистов среднего звена на годы вперед. "Вдумайтесь в такие цифры, - говорит он. - В школы из педагогических вузов доходит 2-3% выпускников, а из ССУЗов - 30%. И это при одинаковой зарплате. В ССУЗах самооценка у людей адекватнее, амбиций меньше и заранее есть нацеленность на реальную профессию, а не на формальный диплом. Город ежегодно получает от ССУЗов около 18 000 молодых специалистов, и только 10% из них встает на биржу труда. Остальные находят себе место под солнцем". Как выяснилось, во всех средних учебных заведениях работают отделы трудоустройства. Иногда студентов распределяют на практику буквально по 1-2 человека, лишь бы вообще устроить, но теоретические знания обязательно стараются подкреплять. Популярна такая форма общения работодателя и студентов, как "встреча с компанией". На ней представитель предприятия рассказывает, чего ждут от новых работников, и приглашает желающих на стажировку. Нередко бывает, что с практик ребят просто выкидывают (из-за смены руководства, решившего, например, что на молодых специалистов только время зря переводить). Но худо-бедно, за 2-4 года обучения навыки, а порой и нужные связи, все-таки нарабатываются.
СМИРНОВ:

Спрос на профессии трудно прогнозируется. Сейчас востребованы те специальности, куда можно устроиться без подготовки на материальной базе. Для обучения менеджера почти ничего не надо. А если нужны станки? Сегодня в ССУЗах есть то, чего никогда раньше не было - отделы маркетинга, которые анализируют рынок. Каждый год открывается новая специальность, и одна закрывается. Мы каждые 2 года отслеживаем трудовой путь выпускников, уточняя, что им мешало, чего не хватало, что требуют работодатели… И открывается больше специальностей, чем закрывается, хотя общее чисто учащихся почти не меняется. Раньше в одном потоке было 300 человек, а сейчас в 20 потоках - по 15. Хотя каждая специальность требует новых кадров, помещений… Раньше, например, на "Красную зарю" (и только на нее одну) целый техникум готовил 4 специальности. Теперь завода нет, и вместо 4 специальностей открыто 13. Рынок сам диктует правила выживания.

Процесс пошел

Для нормального обучения студентам ССУЗов требуется масса условий: общежития для иногородних, материальное оснащение (от станков или лабораторий до спецовок и перчаток), базы практики и квалифицированные преподаватели. Со всем этим оснащением в ССУЗах, действительно, настоящая беда. Про практику мы уже сказали: добывается со скрипом. Что касается оборудования и материально-технической базы, то в большинстве ссузов она, если и осталась, то с советских времен. И сегодня она просто-напросто морально устарела. Средний возраст преподавателей близок к пенсионному. Кроме того, преподаватели, в основном - теоретики, и многому научить не смогут, а производственники или люди с высшим образованием на такую работу опять же не пойдут. Недавно в Петербурге создали целевую программу "развития среднего профессионального образования на 2004-2007 годы". Работать де-факто она начала только в этом году, и о результатах говорить рано, но стоит отметить, что в "списке мероприятий", по крайней мере, учтены все перечисленные проблемы. Предусмотрены и надбавки преподавателям, и создание трудовых отрядов, и "мониторинг рынка труда выпускников", и инновационное развитие, и еще три десятка пунктов с подпунктами. Если программа заработает в полную силу, то узловые проблемы будут решены. Вот только денег на ее полноценную реализацию пока не хватает, хотя часть мероприятий все-таки выполняется. Преподаватели, например, воочию увидели губернаторские надбавки, и новых кадров моментально прибыло. В названной программе есть один интересный пункт: "разработка образовательных программ по особо важным специальностям". Имеется в виду - важных для города. Глава экономического комитета Владимир Бланк еще год назад обещал составить список таких специальностей, но на сегодняшний день его все еще нет. Хотя идея, несомненно, хороша. Ныне существующий Генеральный план развития города до 2015 года предусматривает несколько стратегических направлений развития Петербурга, начиная от судостроения и заканчивая социальной сферой. И все эти отрасли должны быть обеспечены кадрами, тогда как сейчас городу не хватает 80 тысяч работников, из них две трети - со средним специальным образованием. По замыслу господина Бланка, Генплан и анализ рынка труда позволят сказать, какие специалисты будут востребованы, скажем, через 5 или 7 лет. Соответственно, количество учебных мест будут увеличивать, а на практику и материальную базу дадут денег. В итоге город получит нужных ему работников, ССУЗы - финансирование, а выпускники - гарантированные рабочие места. Но на практике эта система не внедряется: прогнозировать рынок в условиях нашей экономики почти невозможно. В промышленности сейчас все живут от заказа до заказа. Есть заказ на 4 года - набрали людей, дали оклад. Истекли четыре года - все, народ распустили или переформировали под новый заказ. Никакой стабильности.
ВИКТОРОВ

К сожалению, прогнозировать необходимость в тех или иных специалистах можно не далее, как с перспективой на год-два. Виной тому переходный период в экономике нашей страны, когда промышленные и сервисные предприятия не могут с уверенностью говорить, что будет через 3 года. А срок обучения выпускников 9 классов - 4 года. Что и в какую сторону изменится у работодателя после того, как они получат дипломы - сказать сложно. Зато после 11 класса ребята учатся всего 2 года, о них мы уже можем говорить. И то - лишь то, что касается бюджетной сферы города: медицины, образования, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта. Только о них, увы. Полного регулирования по специальностям на приеме сейчас сделать невозможно. В бюджетной сфере наш комитет вместе с другими отраслевыми комитетами составил прогноз потребности в специалистах до 2009 года. Ежегодно мы будем формировать заказ на подготовку тех или иных специалистов, контрольные цифры приема в ССУЗы будут отражать потребность города в разных отраслях. Большего, по-моему, пока не сделать.

Опасные связи

Связи у ССУЗов бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Первые колледжи образуют между собой, а вторые - с вузами или с работодателями. Для рынка труда наиболее опасны вертикальные. В прошлом году знаменитый 122-й закон, известный в народе как закон о монетизации, породил новое явление - передачу федеральных средних специальных учебных заведений в местное управление. Проще говоря, все ССУЗы, подведомственные профильным министерствам, постепенно передаются в регионы (например, в Санкт-Петербурге на сегодняшний день передано 5 ССУЗов). Председатель Комитета по науке и высшей школе Петербурга Александр Викторов поясняет: "Закон посвящен разграничению полномочий между федеральной властью и субъектами федерации. И касается он всего, включая образование и науку. В соответствии с ним, начальное и среднее профобразование должно находится в ведении субъектов федерации, и точка". Таким образом федеральный бюджет разом избавляется от сотен "нахлебников", а город получает полуразваленную сеть СПО. Естественно, особой радости город от этого не испытывает и собирается эту сеть реформировать. По словам Александра Викторова, ССУЗы, уже переданные на региональный уровень, будут "мягко адаптированы под потребности города. Самое главное при этом - определить специальности, которые нужны городу. На них мы будем увеличивать количество бесплатных учебных мест, а на остальных - уменьшать. Впоследствии нужно замкнуть эти специальности на предприятия города. В ближайшее время мы объединим между собой некоторые небольшие ССУЗы, если у них есть похожие специальности. Благодаря этому начнется развитие их материальной базы. Выгоднее вкладываться в колледж с 2000 учащихся, нежели с восьмьюстами. Вкладывать деньги в мелкие ССУЗы не решится ни город, ни крупный бизнес, ни частные предприниматели. А объединять начнем прямо в этом году". Если реформирование "по горизонтали" особых возражений у ССУЗов не вызывает, то "вертикальное" реформирование, то есть объединение колледжей с ВУЗами, воспринимается неоднозначно. Колледжи "при вузах" абитуриенты зачастую считают филиалами подготовительных отделений. Оттуда поступить проще, чем из школы. Студентам и родителям удобно, а город опять же теряет работников среднего звена. Деньги в их обучение вкладывает - а ничего не получает взамен. Виктор Смирнов даже расстроился, когда в разговоре всплыла эта тема. "Вот видите!.. Многие воспринимают ССУЗ как подготовительные курсы в вуз. Пожалуйста, не надо! Колледж не должен таковым являться… Увы, сегодня слияние неизбежно, потому что оно дает материальную базу, практику, педагогические кадры более высокого класса…" Получается, что в большом Петербурге, где остро не хватает специалистов среднего звена, есть все условия для их обучения, кроме одного - четкой системы среднего профобразования. И виноваты в этом не чиновники, не руководители ССУЗов, даже не предприятия, жалеющие деньги и время на обучение будущих кадров, а роковая фемина, имя которой - экономическая нестабильность. Может, это и так, но хотелось бы знать, как все-таки выходить из этого положения? Ответы на этот главный вопрос у чиновников пока не совпадают.



Пчела #47 (март-май 2005)





 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"