ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ НАДО ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМ МИРОМ

Борис Строганов


СДВИГИ НАЛИЦО

В отдел профориентации и психологической поддержки службы занятости Красногвардейского района последнее время все чаще обращаются представители школ, родители старшеклассников, учащиеся 9-х, 11-х классов с одной и той же просьбой: помогите пройти (организовать) профориентацию. Если в 2004 году профориентационные услуги в центре занятости населения Красногвардейского района получили 2974 человека, то результаты первых четырех месяцев 2005 года сопоставимы со всем предыдущим периодом.
В чем причины подобного всплеска интереса к профориентационным услугам?
С одной стороны - это результат изменения ситуации на рынке труда. По мере развития этого рынка становится все более очевидной необходимость соответствия личностных и профессиональных возможностей, мотивов работника конкретной социально-экономической ситуации, а в конечном итоге - требованиям работодателей.
С другой стороны - возросшая потребность в качественных профориентационных услугах является результатом ряда законодательных инициатив, а также процессов, происходящих в сфере образования, как общего, так и профессионального. (Мы не считаем корректным обсуждение этой темы в данной статье, поскольку даже профессионалы в этой области до сих пор не могут точно сформулировать свое видение проблемы и вынести его на рассмотрение за пределы ведомственных интересов).
А вот то, что с просьбой о помощи в профориентации обращаются именно в наш Центр, свидетельствует, в некотором роде, о нашем авторитете в этой области, связанном с тем, что профориентационная работа с учащейся молодежью на территории Красногвардейского района при активном участии службы занятости проводится в массовом масштабе уже с 2000 года.
Почему мы придаем такое значение профориентационной работе и ее долгосрочному планированию?
Во-первых, мы считаем, что существующая до сих пор система профориентационной работы с учащейся молодежью во многом оторвана от реалий современного рынка труда, в том числе по объективным причинам. И психологи-профконсультанты службы занятости по мере сил восполняют этот пробел.
Во-вторых, ошибки в планировании профессиональной карьеры, в том числе в выборе будущей профессии, профессионального учебного заведения приводят к нецелевому расходованию человеческих и материальных, финансовых ресурсов. Переподготовка специалистов через систему профессионального обучения службы занятости требует затраты громадных средств. Вместо решения главной задачи - профессиональной адаптации граждан к условиям рынка труда, мы вынуждены расходовать ресурсы на коррекцию неправильного профессионального выбора работника и исправление ошибок в направленности и качестве его профессиональной подготовки.
В-третьих, в последнее десятилетие именно в службе занятости Санкт-Петербурга, благодаря усилиям многих руководителей и специалистов, в том числе М. А. Бендюкова., И. Л. Соломина, В. В. Левтеевой, Б. В. Тихонова и других сформировалась уникальная технология и практика профотбора, информационная, материальная и интеллектуальная база. Она, в частности, реализуется через проект виртуального ресурсного центра и ресурсных залов центров занятости.
В 2000 году, организуя массовую профориентационную работу в школах района ( в течение 3 месяцев участниками занятий стало более 1000 человек), мы проводили анкетирование 700 учащихся 10-х, 11-х классов. Среди прочих в анкете ставился вопрос: "Если вы уже выбрали профессиональное учебное заведение, то почему?" Вариантов ответов было достаточно много:
  • профессия престижна;
  • профессия высоко оплачиваема;
  • по совету родителей (кстати, в ответах довольно часто фигурировали не папы и мамы, а бабушки и дедушки);
  • за компанию с друзьями;
  • низкий конкурс для поступления и т. д.
    Но именно тот вариант, который бы нам хотелось видеть: "я выбираю будущую профессию потому, что она мне нравится, я смогу ею успешно заниматься и трудоустроиться" (в классике профориентации это звучит: "хочу", "могу", "надо") практически не встречался.
    Сегодня, в 2005 году, ситуация изменилась. Наши коллеги, представители системы образования, учащиеся и их родители по-иному (более прагматично) оценивают процесс профессионального выбора, точнее - планирования профессиональной карьеры; понимают необходимость адаптации молодежи к условиям современного рынка труда.
    Мы далеки от того, чтобы считать это исключительно заслугой нашего отдела профориентации и психологической поддержки. Отчасти это следствие перемен происходящих в городе в целом, но в значительной мере это и следствие того, что на территории Красногвардейского района в области профориентационной работы действительно налажено функционирование системы взаимодействия государственных структур, работодателей, общественных организаций. Так, например:
  • профориентационные программы (проекты) в районе реализуются под руководством заместителя главы администрации С. А. Кулларовой, при непосредственном участии начальника отдела образования Н. Н. Виноградовой, начальника отдела по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Е. Ф. Мартыновой;
  • налажено активное сотрудничество ЦЗН с Городской студенческой биржей труда (Н. В. Ефимова), центром социально- психологической адаптации (Р. В. Косырев), отделом по делам несовершеннолетних РУВД (Т. Н. Крылова).
  • масштабные профориентационные проекты осуществляются на базе межшкольного учебного комбината (И. П. Финченко) и т. д.

    ПРОГРАММЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

    Рассмотрим конкретные профориентационные проекты, ориентированные на решение главной задачи - содействие молодежи в адаптации к условиям современного рынка труда. К числу таковых, относятся:
  • профориентационные занятия в школах, в том числе в ходе "дней правовых знаний", проведение которых организуется специалистами отдела по делам несовершеннолетних РУВД;
  • профориентационные занятия и экскурсии для старшеклассников на межрегиональных ярмарках вакансий во Дворце спорта "Юбилейный" (на протяжении трех лет их обязательными участниками являются профконсультанты и учащиеся Красногвардейского района);
  • профориентационные занятия и индивидуальные профконсультации во время ярмарок учебных мест, ориентированных на содействие в профессиональном выборе учащихся 9-х классов;
  • профдиагностика, в том числе углубленная, на базе "ресурсного зала" центра занятости, а также непосредственно в учебных заведениях;
  • комплекс мероприятий по планированию профессиональной карьеры; в наиболее полном варианте (порядка 10 академических часов) он реализуется в 628-й Александринской (женской) гимназии в виде "Модульной программы адаптации старшеклассников к условиям рынка труда";
  • программа "Твой шанс" (сопровождение сложных подростков в процессе профессионального становления; реализовывалась совместно с РМОО "Правый берег") и т. д.
    Сегодня эти формы работы и программы получили свое дальнейшее развитие в проекте "Молодежного профориентационного центра". Его суть заключается в объединении информационных, методических, интеллектуальных ресурсов ряда организаций в целях адаптации молодежи к условиям рынка труда.
    Основными направлениями деятельности центра являются:
  • оказание информационных и профориентационных услуг для молодежи, в том числе предоставление информации о возможностях и вариантах трудоустройства, профобучения;
  • реализация комплекса профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • организация молодежной практики для выпускников профессиональных учебных заведений, в том числе с созданием рабочих мест;
  • формирование и предоставление информационной базы по проблемам обеспечения социальной занятости молодежи (рынок учебных мест, базы общественных, культурных и спортивных организаций, мест отдыха и развлечений; система информационного и социального обеспечения граждан);
  • организация поддержки волонтерского движения, в том числе в профориентационной работе (создание информационной базы о системе волонтерского движения, распространение и обеспечение доступности информации, подбор и первичная подготовка волонтеров).
    В настоящее время активное участие в проекте принимают: ЦЗН, межшкольный учебный комбинат и АНО "Центр социальных инноваций "Петровский берег".
    В чем заключаются принципиальные отличия проекта от многих других:
  • он реализуется на базе учебного заведения системы образования (межшкольный учебный комбинат), где проходит обучение значительная часть старшеклассников района;
  • проект функционирует за счет привлечения уже имеющихся ресурсов и не требует на первом этапе вложения дополнительных средств;
  • он является логичным продолжением накопленного опыта работы.
    Сегодня в рамках проекта уже функционирует профориентационный класс, в оборудовании которого принимают участие и работодатели.
    В завершении отметим, что активная работа центра занятости в области профориентации молодежи вовсе не означает, что мы стремимся вторгнуться в область чьих-то профессиональных интересов. Мы видим проблему и понимаем, что работы хватит всем. Что означает настоятельную необходимость объединения усилий всех заинтересованных сторон.


    (Борис Строганов - начальник отдела профориентации и психологической поддержки ГУ ЦЗН Красногвардейского района)



    Пчела #47 (март-май 2005)





  •  



    Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

    © 1996-2013 Pchela

    Письмо в "Пчелу"