Пристань в океане жизни

Татьяна Баталова, Ирина Губкина


В жизни каждого человека наступает момент, когда нужно покинуть уютный, а может, и не очень, но такой привычный мир. Мир, в котором кто-то заботился о тебе... Это похоже на выход из родной бухты в открытое море, где царит свобода, но и поджидает опасность, где бушующая стихия в любую минуту готова поглотить неопытного моряка.
И пусть мир, в котором провели свое детство выпускники детских домов, не так уж хорош, но там они были в безопасности и знали, что изо дня в день их ждет готовая еда и теплая постель, есть все необходимое для жизни.

...но вот наступил тот день, означающий начало самостоятельной взрослой жизни. И выживет в открытом море только тот, кто готов к борьбе, кто знает, чего хочет от жизни, к чему стремится, как достичь желанной цели...

Профессиональное самоопределение и последующее трудоустройство - один из самых сложных и ответственных моментов в жизни любого человека. Именно в этот период необходима помощь более опытного, мудрого, значимого взрослого.
В словаре С. И. Ожегова "самоопределение" трактуется как производное от глагола "самоопределиться", что означает осознать себя, свои общественные, классовые, национальные интересы, определить свое место в жизни, в обществе.
У юношей и девушек старшего школьного возраста почти все психологические процессы произвольны, механизмы саморегуляции достигают высокого уровня развития, возможность самостоятельного управления своей деятельностью и своим поведением достигает уровня взрослых. Чувство взрослости трансформируется в чувство самоутверждения, самовыражения (В. А. Крутецкий).
Но социальную зрелость, самостоятельность нельзя связывать только с юношеским возрастом, т. к. эти качества во многом зависят от "социальной ситуации развития". (Л. С. Выготский).

Практика показывает, что система воспитательно-образовательной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не готовит воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. После выхода за пределы этих учреждений воспитанники испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру. В нашей стране существует много форм организации жизни сирот, но детские дома и школы-интернаты остаются самыми распространенными учреждениями для данной категории детей. ( Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд Х., Методика работы с детьми группы риска. М., 2001, с. 87).
Выпускники детских домов, оставшись один на один с жизненными проблемами, оказываются неспособными самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. По утверждению Генеральной прокуратуры, 40% выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством, и только оставшиеся 10% живут относительно нормально.
Очевидно, что данная категория подростков остро нуждается в помощи квалифицированных специалистов и просто в участии добрых людей. Для этой цели и была создана программа социальной адаптации выпускников детских домов и интернатов СПб БОО "Пристань". Основной своей задачей мы ставим помощь (именно помощь, т. к. считаем, что все зависит от самого воспитанника) в решении социальных, правовых, общественных и личностных вопросов, в формировании социальных навыков, позволяющих адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
В своей работе мы столкнулись с множеством проблем, как напрямую, так и косвенно связанных с профессиональным определением выпускников детских домов.

  • Воспитанники сиротских учреждений имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждение основывается на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег. (Например, юноша 20 лет хочет быть офисным работником, т. к. этот человек должен ходить в костюме и галстуке, работать с компьютером).
  • Выбирая профессию, неадекватно оценивают свои способности и возможности. Их выбор ограничен списком, предоставляемым социальным педагогом, который, в свою очередь, также ограничен количеством учебных заведений, согласных на обучение детей из детского дома.
  • Получая профессиональные знания и навыки, "плывут по течению", не будучи заинтересованы в качестве обучения.
  • Несформированность навыков практической и речевой коммуникации, ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, неадекватность эмоциональных реакций детей-сирот сказываются на умении работать в коллективе. Часто выпускники детских домов не в состоянии работать на одном месте более двух месяцев из-за возникающих конфликтов, а также неумения посвящать себя достижению долговременной цели.
  • Искаженное представление о самом себе, низкая самооценка порождают психологический инфантилизм, а жизнь в сиротском учреждении "на всем готовом" приводит к потребительскому отношению.
  • Работодатели, руководители, сотрудники предприятий настороженно относятся к молодым людям, воспитывавшимся в детском доме. Выпускники сиротских учреждений часто чувствуют себя не такими, как все, людьми из другого мира.
Решение перечисленных проблем мы пытаемся найти в период прохождения выпускниками детских домов программы социальной адаптации СПб БОО "Пристань". Ребята проживают в социальных гостиницах, обучаясь в училищах и колледжах. Сотрудники выступают в роли помощников в приобретении подростками необходимых для самостоятельной жизни качеств и навыков, в осознании своего места в профессиональном мире, содействуют поднятию престижа получаемой профессии.
При желании участника программы продолжить обучение, с нашей стороны предоставляется такая помощь, как информирование, совет, психологическое консультирование, поддержка. На индивидуальных или групповых занятиях мы стараемся расширить представление воспитанников о профессиях, социальной роли каждого члена общества. Консультации психолога помогают определить способности воспитанников, способствуют осознанному выбору профессии. На тренингах ребята учатся составлять резюме, приобретают коммуникативные навыки для общения с работодателем, сотрудниками в коллективе. Ежедневная работа наставников направлена на воспитание ответственности за принятие собственных решений, создание ситуаций успеха, тренировку умения получать информацию по телефону.
Во время прохождения производственной практики или устройства наших воспитанников на работу стараемся поддерживать связь с руководителями, мастерами, работодателями, рассказываем об особенностях выпускников детских домов, предупреждаем о возможных трудностях, помогая им и нашим воспитанникам в адаптационный период.
Работая над актуальной проблемой оказания помощи выпускникам сиротских учреждений в профессиональном определении и трудоустройстве, убеждаемся в том, что наиболее эффективно решать ее совместно, "всем миром", оказывая разностороннюю поддержку.



Пчела #47 (март-май 2005)





 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"