ХОЧУ, МОГУ И НАДО

Ирина Горина


ЧТО ТАКОЕ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ?

В последнее время все чаще появляются публикации, посвященные проблемам профориентации. Так что же такое профориентация, кому она нужна, и как обстоят дела с профориентацией у нас в городе?
Упрощенно говоря, профориентация - это помощь в выборе профессии. В принципе, такую помощь могут оказывать не только специалисты. Дать совет на тему профессионального самоопределения могут и родители, и знакомые, и педагоги, и даже совершенно случайные люди. Но насколько совет непрофессионала будет грамотным и полезным, не обернется ли он "медвежьей услугой", за которую человек, делающий профессиональный выбор, будет расплачиваться долгие годы?
Как показывают результаты социологического опроса школьников старших классов, при выборе профессии они руководствуются, во-первых, (35% опрошенных) своими представлениями об "интересной работе", причем эти представления могут подчас носить очень поверхностный характер. На втором месте - рекомендации родителей и семейные традиции (23,5% опрошенных), далее следует "престижность профессии" (18%). Существенным фактором профессиональных предпочтений является и размер оплаты труда. Иногда работу, а также варианты профессионального обучения выбирают исходя из территориальных соображений, по принципу "ближе к дому", есть и такие индивидуумы, которые идут учиться или работать "за компанию с другом", т. е. о собственных интересах серьезно не задумываясь.
Для того, чтобы профессиональный выбор оказался удачным, нужно, чтобы совпало три момента, которые условно можно обозначить как "хочу", "могу" и "надо". "Хочу" - это то, что соответствует интересам и потребностям человека, "могу" - его способностям, знаниям, умениям, квалификации, а "надо" - это то, что востребовано на рынке труда.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Если при выборе профессии хотя бы одного момента не учесть, в дальнейшем у человека могут начаться проблемы. Если, например, он выбрал ту профессию, которая, как оказалось, ему совершенно не интересна, скучна, то через какое-то время такая работа (даже если она хорошо оплачивается) превратится для него в тягостную повинность, обузу. А если вспомнить, что на работе мы проводим большую часть своей жизни, то такому человеку можно только посочувствовать (или порекомендовать обратиться к специалисту-профконсультанту). У этого несчастного есть два пути - либо продолжать и дальше тянуть свою опостылевшую лямку, либо начать сначала, поменяв работу.
Если же, например, человека "по блату" пристроили на "тепленькое местечко", но он явно с этой работой не справляется - и знаний не хватает, и по своим личностным качествам он в должность не вписывается (т. е. не учтен фактор "могу"), то можно предположить, что рано или поздно его с этой работы уберут.
В исследовании, проведенном в одном из районных центров занятости г. Санкт-Петербурга, показано, что более 60% человек, потерявших работу, по своим индивидуально-психологическим качествам не соответствуют тем профессиям, по которым они работали, а следовательно, нуждаются в переобучении.
Если же, наконец, не учесть третий фактор, "надо", т. е. требования рынка труда, то даже по самой интересной и подходящей по психологическим характеристикам профессии будет просто не найти работу, т. к. таких вакансий просто нет. В учебном фильме "Азбука профориентации" который снят по заказу Департамента государственной службы занятости, приводится очень удачный пример про сборщика кокосовых орехов:
" N любит лазать по пальмам, ему это очень интересно и здорово
получается рвать кокосовые орехи. Поэтому N решил стать
сборщиком кокосовых орехов. Но вот беда - пальмы у нас не
растут!"
Для того, чтобы помочь человеку согласовать свои "хочу" и "могу" с требованиями рынка труда, и существуют специалисты по профориентации, психологи-профконсультанты. В их задачу входит: помочь человеку проанализировать свои потребности, оценить уровень своих способностей, профессионально важных психологических качеств, а также знаний и умений, и, соответственно, найти свое место в меняющемся и разнообразном мире профессий. Между прочим, экспериментально доказано, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение, а позитивное представление человека о себе снижает количество психофизиологических проблем, связанных со здоровьем и усиливает чувство удовлетворенности жизнью.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Профессиональная ориентация, как одно из научных направлений, возникла в середине XIX века. Одной из первых публикаций на тему профориентации было "Руководство по выбору профессии", которое вышло во Франции в 1849 г. Потом, в начале XX века в Англии, Франции, США стали появляться первые частные службы профориентации. Для целей профориентации начали использоваться специальные тесты и психодиагностические методики. Опыт американских психологов показал высокую эффективность профессионально-психологического отбора в профессию. В тех учебных заведениях, где при отборе кандидатов на обучение применялся профотбор, отсев в процессе учебы снижался на 25-30 процентов, а аварийность на предприятиях сокращалась на 40-70 процентов! Поэтому сейчас по ряду профессий, например, "летчик", "авиадиспетчер", "оператор атомной электростанции" и т. п., во многих странах мира, в том числе и в России, профотбор является обязательной процедурой при поступлении в учебное заведение.
В настоящее время проблемами профориентации (профотбора, в частности) в Европе и США занимаются крупные университеты, научно-исследовательские и консультативные центры.
В России профориентация как научное направление начала активно развиваться с середины 70-х годов, вместе с формирующейся в те годы системой профтехобразования, с появлением разнообразных ПТУ, УПК и т. п.
Была разработана классификация профессий, по которой все их многообразие можно свести к пяти основным направлениям профессиональной деятельности: "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ" и "человек - природа". Эта классификация очень наглядна, и она по сей день с успехом применяется в профориентационной работе.
Профориентация как социальная проблема стала особенно актуальной в постперестроечные годы. Началось сокращение производства, ликвидация предприятий, что повлекло за собой сокращение рабочей силы, т. е. началось массовое увольнение людей. В стране появилось такое уже всеми забытое явление как безработица. С 90-х годов для снятия социального напряжения в районных службах занятости стали создаваться отделы профориентации населения.
В настоящее время служба занятости - это единственная структура в городе, где профориентационная работа ведется по единой стандартизованной технологии, и которую проводят специалисты-психологи, прошедшие специальную подготовку. Профориентация проводится в каждом районном центре занятости г. Санкт-Петербурга; эта услуга предоставляется бесплатно и доступна любому, кто испытывает в ней потребность.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Существуют различные формы профориентационной работы. К разновидностям профориентационных услуг, которые можно получить у психолога-профконсультанта, относятся: профинформирование, профориентационное консультирование, профориентационное тестирование (профотбор) и психологическая поддержка.
Профинформирование - это предоставление информации о современном состоянии рынка труда, о потребностях производства в квалифицированных кадрах; о содержании и перспективах развития рынка профессий, о формах и условиях их освоения; о требованиях, которые профессии предъявляют к человеку, о возможностях профессионально-квалификационного роста в процессе учебной или трудовой деятельности; об учебных заведениях города, осуществляющих подготовку по интересующим специальностям.
Профориентационная консультация - это помощь в профессиональном самоопределении, в выборе профессионального пути с учетом психологических особенностей и возможностей человека, а также потребностей рынке труда (совмещение "хочу", "могу" и "надо").
Для объективной оценки индивидуально-психологических особенностей и способностей человека используются методы психологического тестирования. С помощью тестов можно определить пригодность человека к выбранной профессии, а также выявить те сферы трудовой деятельности, которые подходят человеку в наибольшей степени. Необходимо понимать, однако, что нельзя рассматривать способности человека как нечто застывшее и неизменное. Они динамичны и находятся в процессе постоянного развития, во многом зависят от того, как обучается и в каких условиях живет человек. Следовательно, любое диагностическое тестирование дает представление лишь о "срезе развития" на данном этапе жизни человека. Поэтому результаты тестирования нельзя абсолютизировать, ведь даже при отсутствии сформированных способностей к определенному виду деятельности, но при наличии сильного интереса и упорного труда (самовоспитания, тренировок) можно существенно продвинуть их формирование. Примером этому служит карьера артиста или врача, когда человек мечтал о получении профессии, но поступил в учебное заведение далеко не с первой попытки, но все-таки поступил и стал специалистом!
На консультации у психолога-профконсультанта человек может получить и психологическую поддержку, которая осуществляется как коррекция эмоционального состояния и поведения человека, повышение его самооценки, обучение навыкам преодоления стрессовых состояний и делового общения в процессе поиска работы или учебы.
Профориентационное консультирование может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Групповые консультации - это лекции, семинары, учебно-тренинговые программы. Например, большой популярностью у клиентов службы занятости пользуется семинар "Стратегия поиска работы", где человека знакомят с эффективными методами поиска работы, обучают составлению резюме, дают рекомендации, как подготовиться к собеседованию с работодателем. Гражданин, состоящий на учете в центре занятости, может поучаствовать в учебно-тренинговых программах (таких, например, как "Клуб ищущих работу", "Стимул" или "Новый старт"), на которых есть возможность не только получить полезную информацию, но, с помощью специальных упражнений и деловых игр, отработать навыки делового общения и "правильного" поведения на различных этапах поиска работы.
Разработаны и специальные профориентационные программы для молодежи ("Старт в профессию", "Профессия и я" и др.), знакомящие молодых людей с миром профессий и с процессом согласования своих "хочу" и "могу" с требованиями рынка труда. Недавно Департамент службы занятости опубликовал Методическое пособие для работников образовательных учреждений по вопросам профориентации учащейся молодежи, в котором содержится описание семинара-тренинга, дана информация о современном состоянии рынка труда, приведено несколько профориентационных тестов и представлен перечень рекомендованной литературы.

ЦЕНТР "ВЫБОР"

Для информационной поддержки населения при районных центрах занятости существуют Центры экспресс-обслуживания. В них осуществляется:
  • подбор вакансий в г. Санкт-Петербурге, области, в других регионах России;
  • помощь в профессиональной ориентации граждан;
  • информирование об учебных заведениях города и о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда;
  • консультации по вопросам занятости.
    Такие центры существуют при каждом районном Центре занятости, но наиболее крупные расположены по следующим адресам:
    Адмиралтейский - ул. Садовая, д. 55/57; Кировский - Трамвайный пр., д. 12/2; Калининский - ул. Комсомола, д. 35; Фрунзенский - Бухарестская ул., д. 61; Центральный - Кирочная ул., д. 53/46.
    Для самостоятельной работы клиентов с информационно-справочной литературой и с компьютерной базой вакансий в некоторых районных центрах занятости (например, в Красногвардейском, Кировском, Красносельском) оборудованы Ресурсные залы, где есть оснащенные персональными компьютерами рабочие места. В Ресурсном зале можно самостоятельно или с помощью профконсультанта посмотреть вакансии, составить и напечатать свое резюме, разместить его в INTERNET, ознакомиться со справочной литературой и периодической печатью, пройти профориентационное психологическое тестирование, потренировать навыки работы на ПК. Все услуги предоставляются бесплатно, по предварительной записи у специалиста.

    Пик частоты обращений за профориентационной консультацией школьников, выпускников учебных заведений и их родителей, естественно, приходится на весенне-летний период. Поэтому на базе Центрального ЦЗН с июня по сентябрь функционирует общегородской центр профориентации молодежи "Выбор", в котором работают психологи-профконсультанты службы занятости. Центр "Выбор" расположен по адресу: Кирочная ул., д. 53/46, и в нем оказываются следующие услуги:
  • информирование о профессиях и специальностях, которым можно обучиться в городе;
  • помощь в выборе профессии и учебного заведения с учетом интересов, склонностей и потребностей рынка труда;
  • содействие в подборе работы, в том числе, временной, на лето;
  • информирование о социальной помощи молодежи (телефон доверия, кризисные службы, медицинская, психологическая и другие виды помощи).
    Следует знать, что по существующему законодательству (ст. 63 ТК):
    - детям до 14 лет официально нельзя вступать в трудовые отношения, т. е. заключать трудовой договор с работодателем. Исключение - участие в творческих видах деятельности (без ущерба для здоровья и нравственности): работа в театре, съемка в кино, концертная деятельность и т. п. с письменного согласия родителей или опекуна;
    - с 14 лет можно заключать трудовой договор при согласии родителей или опекуна с предоставлением соответствующих документов для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения;
    - с 16 лет можно зарегистрироваться в районном центре занятости как ищущий работу (встать на учет как безработный), если гражданин не работает и не является учащимся очной формы обучения;
    - с 18 лет молодой человек считается совершеннолетним и приравнивается в правах и обязанностях к взрослому населению.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

    В заключение необходимо сказать еще о нескольких дополнительных возможностях получить профориентационную консультацию. Например, у нас в городе периодически проводятся так называемые Ярмарки вакансий, в том числе и специализированные, для молодежи. На них приглашаются работодатели, предлагающие рабочие места для временного и постоянного трудоустройства, и представители различных учебных заведений города. Посетители ярмарки имеют возможность непосредственно пообщаться с представителями организаций, получить информацию об интересующих его вакансиях рабочих и учебных мест, оставить свое резюме в заинтересовавших его фирмах. На ярмарках работают и психологи- профконсультанты, которые могут помочь с выбором профессии, дать совет по составлению резюме, подсказать, как строить свою беседу с работодателем, и с которыми можно обсудить варианты профессионального обучения.
    Существуют в Петербурге и другие организации, которые могут оказать помощь в профессиональном самоопределении. В каждом районе города имеются психолого-педагогические медико-социальные Центры, где работают специалисты - психологи и социальные педагоги, которые могут проконсультировать молодых людей, делающих профессиональный выбор. Существует и Городской центр профориентации молодежи, расположенный по адресу: Вознесенский пр., д. 25, где можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по выбору профессии.
    Кроме того, профориентационную консультацию можно получить, обратившись в любую коммерческую биржу труда или в приемные комиссии учебных заведений города. Кстати, в приемных комиссиях будет представлена наиболее полная и подробная информация о тех профессиях и специальностях, по которым осуществляется обучение.
    Как видите, у молодого человека, задумывающегося о своем профессиональном самоопределении, есть выбор, куда ему обратиться за советом и помощью. Но вероятно, для того, чтобы принять правильное решение, нужно постараться собрать как можно больше информации по интересующему вопросу, проконсультироваться у разных специалистов.
    И вообще, эффективность профориентационных мероприятий была бы значительно выше, если бы они начинались уже со средних классов школы и проводились на основе единой научно обоснованной методологии. Чтобы знакомство с миром профессий стало бы обязательной учебной дисциплиной, и ею был бы охвачен каждый школьник.



    Пчела #47 (март-май 2005)





  •  



    Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

    © 1996-2013 Pchela

    Письмо в "Пчелу"