МОЛОДЕЖЬ В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕКТОРЕ: КТО И ЗАЧЕМ?

Варвара Лялягина


Представляем читателям "Пчелы" мини-исследование рынка труда в некоммерческих организациях с точки зрения молодых специалистов, проведенное Центром РНО весной этого года. Мы искали ответы на следующие вопросы: как часто меняет место работы молодежь, работающая в данный момент в НКО? В каком направлении происходит кадровая миграция? Почему молодые сотрудники НКО уходят с работы? Какую должность стремятся получить?

В ответ на разосланные по электронной почте вопросы мы получили 17 заполненных анкет. Безусловно, назвать такой опрос серьезным научным исследованием нельзя, однако некоторое представление о том, что делает молодежь в некоммерческих организациях Санкт-Петербурга, он дает.

Большинство участников (13) оказались представительницами прекрасного пола, что косвенно подтверждает тезис о преобладании женщин в некоммерческом секторе (или об их большей отзывчивости).

Возраст половины опрошенных - от 20 до 24 лет. Остальные три возрастные группы (18-20; 24-27 и 27-30) были представлены практически поровну. Что касается образования, которое получили или получают молодые специалисты НКО, разброс факультетов огромен: от строительного до театрального. Тем не менее, можно сказать, что большинство молодежи, работающей в НКО, имеют гуманитарное образование (социология, психология, социальная работа, культурология и т. д.).

На своем рабочем месте подавляющее большинство опрошенных совмещает несколько сфер деятельности. В основном респонденты работают с клиентами (8) и в области управления проектами (8), а также занимаются связями с общественностью, социальной работой (6) и обучением (5). И совсем небольшая часть опрошенных работает в области фандрайзинга (3), управления организацией (3), маркетинга (1).

Из 17 человек, участвующих в опросе, лишь четверо получили профессиональную подготовку в той области, в которой сейчас работают. Остальные получали знания путем самообразования (14), на краткосрочных тренингах и семинарах (5), на курсах повышения квалификации (4). Многие получали образование сразу из нескольких источников.

В течение всей своей профессиональной деятельности большая часть участников опроса (8) меняли место работы от одного до трех раз. Почти треть опрошенных (5) не делало этого ни разу.

На работу в некоммерческую организацию молодые люди чаще всего приходят по приглашению сотрудников этой организации (8), реже - через знакомства (5), через Интернет или газеты работу в НКО нашли только два человека.

Интересно, что треть опрошенных пришла на работу в НКО из бизнес-сектора. Часть респондентов (5) не сменила сектор, и лишь двое пришли в НКО из государственного сектора. Для четверти опрошенных настоящее место работы является первым.

Лидером среди основных мотивов смены работы стал "профессиональный поиск" (10). Остальные мотивы - "отсутствие возможностей" (5), "хорошие отношения с коллективом или начальством" (3). Более удобный график, более высокая зарплата играют гораздо меньшую роль.

Многие молодые специалисты (7) нерешительны в отношении смены места работы - пока не знают. Остальные разделились на две равные части: пять человек не видят для себя перспектив и планируют менять место работы, еще пятеро полностью удовлетворены своим нынешним положением.

Идеальное место работы респонденты наделяют следующими достоинствами: интересный и дружный коллектив, высокая зарплата, возможность развития профессиональных качеств, возможность карьерного роста и компетентное начальство.

В целом большинство опрошенных более перспективным для карьеры сектором считает бизнес-сектор (12). Государственный сектор предпочли в этом плане только двое.

Вопрос "что вам дает работа в некоммерческом секторе?" был открытым. Мы попытались сгруппировать полученные ответы. Получилось, что больше всего молодежь ценит опыт, который они получают, работая в некоммерческой организации. Во вторую очередь идет причастность к решению социальных проблем (возможность участия по общественному изменению, улучшение качества жизни людей, решение важных проблем, возможность изменить мир к лучшему и т.д.). И, наконец, третью группу составляют возможности знакомства с новыми людьми и общения. Некоторые респонденты говорили, что работа в НКО даем им зарплату и возможность путешествовать.



Пчела #47 (март-май 2005)





 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"