homo economicus


Для полноты картины приведем еще информацию о результатах исследования московской молодежи (Г. М. Мкртчян, Cтратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // СОЦИС, №2, 2005.-с.104).
Опираясь на эмпирические данные по московскому региону и их сравнительный анализ с аналогичными данными по России в целом, исследователи пришли к выводу, что "если в иерархии доминирующих ценностей, определяющих человека на шкале статусных позиций, в оценках выпускников дореформенного периода первое место занимали "содержание работы", "престижность профессии" и "полезность для общества", то для той же категории респондентов рыночного периода преобладающее место принадлежит "хорошей зарплате", "дополнительным доходам" и гарантиям "выгодного трудоустройства"… Именно приоритетные материальные соображения характеризуют "рыночное поколение" с его потребительскими стандартами. Его представитель может быть адекватно охарактеризован понятием homo economicus - человек экономический".
Анализ показал, что у респондентов явно наблюдается установка на труд с мотивационной доминантой "высокой зарплаты" и предпочтение требований рынка труда частного сектора (76% выборочной совокупности из 2266 выпускников всех видов учебных заведений - школ, вузов, колледжей, техникумов - ориентируется на негосударственный сектор экономики).
Кроме того, для всех опрошенных характерна индивидуально-инициативная модель включения в рынок труда, характеризующаяся установкой на "собственные усилия" (79%) и "готовность к переменам" для преодоления возникающих трудностей (53%).
Исследование выявило существенное расхождение между оценками юношей и девушек перспектив социальных и профессиональных запросов: устроиться на более подходящую работу по специальности, работать в предпочтительном секторе экономики, иметь "нормальную" зарплату и т. д. Г. В. Мкртчян отмечает, что основным индикатором гендерной проблемы выступает именно возможность трудоустройства.
В ориентациях молодежи знание, квалификация профессия имеют, прежде всего, инструментальную ценность, являясь способом достижения определенного статуса не только с помощью конкурентоспособного положения на рынке труда, но и повышения притязания к уровню потребления. В связи с этим закономерно предпочтение респондентами "прибыльных", "выгодных" с их точки зрения, профессий и сфер трудовой деятельности. Так, на первый план в шкале предпочтений молодые москвичи выдвинули "финансово-экономические" профессии, ссылаясь при этом на высокий уровень заработной платы в структурах негосударственного сектора. Второе место заняли профессии из сферы юриспруденции. Далее идут инженерно-технические профессии (включая программистов), медицинские (врач, массажист и т. д.), бизнес-искусства (дизайн, модельер, специалист по рекламе), психолого-педагогические (психолог-консультант, социальный педагог).
Исследователи считают, что можно говорить о формировании в молодежной среде новой трудовой этики, подразумевающей способность и готовность к более высоким нагрузкам, жесткой дисциплине, индивидуально-инициативным действиям. И что именно этот фактор является особенно важным для изменения социальной позиции в движении от низших страт к высшим. В то же время происходит дифференцация молодежи на "сильных" и "слабых" с точки зрения жизненных шансов в сфере образования, на рынке труда и потребления.



Пчела #47 (март-май 2005)





 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"