Директивное - не значит эффективное


Данный материал представляет собою краткий обзор существующих практик содействия трудоустройству выпускников. Выделено восемь основных типов такого содействия и даны краткие оценки применимости каждого из этих типов в российских условиях. Автор-разработчик Институт системного анализа социальных проблем мегаполисов (ИСАПМ).

Публикуется в сокращении. Полный вариант опубликован на Портале трудоустройства выпускников государственных вузов РФ


Директивное распределение
Такая система, близкая к распределению советского типа, действует в Республике Беларусь. Выпускник государственного вуза обязан отработать по направлению на работу два года. Выпускники распределяются на работу согласно заявкам организаций, соответствующих министерств и иных органов государственного управления, договорам о подготовке специалистов. Комиссия по распределению знакомится с данными выпускника: выписками об успеваемости, документами о состоянии здоровья, вкладе в научно-исследовательскую, общественную работу, заслушивает и обсуждает рекомендации образовательного учреждения о наиболее целесообразном направлении его на работу, собственные пожелания выпускника о его будущей работе, учитывает семейное положение. Например, если муж и жена оканчивают образовательное учреждение одновременно, работа предоставляется в организациях, размещенных в одном населенном пункте. Для распределяемых выпускников предусмотрен ряд мер по социальной поддержке. В частности, им предоставляется месячный отпуск и выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии (а выпускникам педагогических специальностей - полуторамесячной) за счет средств принимающих организаций.
Однако даже в условиях Республики Беларусь, где существует режим, который ряд специалистов считает авторитарным, около 20% выпускников от распределения уклоняются.
Де-юре система распределения существует и на Украине, где выпускники "обязуются после окончания обучения и получения соответствующей квалификации работать в государственном секторе народного хозяйства не менее 3 лет", а в противном случае обязуются отчислить в государственный бюджет полную стоимость обучения.
Однако на деле выпускники давно научились обходить закон и случаи, когда они на самом деле возвращают деньги за обучение в бюджет, являются крайне редкими исключениями. В итоге вся государственная система распределения оборачивается профанацией.
Восстановление в той или иной форме системы директивного распределения в общероссийских масштабах, на наш взгляд, нецелесообразно, по трем причинам:
- во-первых, оно потребует затрат значительных финансовых и организационных ресурсов;
- во-вторых, значительная часть выпускников будет всеми правдами и неправдами от распределения уклоняться;
- в-третьих, такая система осложнит складывание цивилизованного рынка труда.
Однако восстановление обязательного распределения может иметь смысл в тех сферах, где выпускники в массовом порядке уклоняются от работы по специальности. В первую очередь это касается выпускников педагогических и сельскохозяйственных вузов. Возможно, будет целесообразным введение практики подписания контракта между студентом и соответствующим министерством, согласно которому выпускник будет обязываться отработать по специальности определенный срок после окончания учебного заведения, - причем в том случае, если он не сможет трудоустроиться самостоятельно, государство предоставит ему рабочее место по распределению.
Дополнительным аргументом в пользу этого могут служить данные проведенного нами социологического опроса, согласно которым 47% (!) старшекурсников сельскохозяйственной специальности устроил бы возврат к системе государственного распределения (правда, среди педагогов таких нашлось всего 13%).
Правда, одним из следствий введения такой практики может быть то, что поток в вузы данного профиля резко сократится. Поэтому одновременно с введением контрактной системы следует предусмотреть механизмы социальной поддержки молодых специалистов, трудоустроенных в "обязательном" порядке.

Гарантия предоставления первого рабочего места
На Украине "государство обеспечивает трудоспособной молодежи предоставление первого рабочего места на срок не менее двух лет после окончания обучения в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях". Большинство выпускников
государственных вузов и в самом деле получают направления на работу - в 2001 году их было 65,3%.
Подобная практика применяется и в некоторых российских вузах (типичный пример - Владимирский государственный университет), где есть комиссии по распределению, которое, однако, не носит обязательного характера (из-за низкого уровня оплаты многие эту возможность получения работы по специальности отвергают).
Безусловно, распространение этой практики на более широкий круг вузов будет иметь положительное влияние на решение проблемы трудоустройства выпускников по специальности.

Налоговые льготы и иная помощь работодателям
Подобная мера широко используется в Европе (Польша, Франция), а также в некоторых странах СНГ. Так, согласно французскому декрету "О развитии деятельности по трудоустройству молодежи" работодателю оказывается помощь в размере 15 924,55 евро ежегодно, причем предоставляется она в течение 5 лет с момента создания соответствующего рабочего места. Нужно подчеркнуть, что данная помощь государства работодателю никак не мешает последнему пользоваться другими государственными (в том числе налоговыми) льготами.
В Польше государство в ряде случаев компенсирует издержки, "понесенные работодателем в случае полной занятости направленного выпускника (заработная плата, премии, взносы социального страхования в заранее оговоренном размере, не превышающем минимального оклада
труда) за период до 12 месяцев".
В Кыргызстане за каждого устроенного молодого работника по программе "Чек на рабочее место" работодатель получает единовременную выплату в размере 780 сомов (около 20 долл.) и снижение отчислений на социальное страхование на каждого принятого с 34,5% до 9% в течение двух лет.
Подобная система есть и в некоторых городах нашей страны, например, в г. Уссурийске (Приморский край). Там сумма подобной компенсации составляет 9 тыс. руб. в год. Однако охватывает она очень небольшое число выпускников - всего 15 человек.
Безусловно, масштабное применение такой меры требует очень больших финансовых вложений. Возможно, было бы целесообразным применять ее в отношении отдельных категорий выпускников. Кстати, в отдельных европейских странах налоговые льготы предоставляются не только работодателю, но и выпускнику.Например, в Польше ряд налогов в течение года с момента трудоустройства платит вместо выпускника государство (в рамках дотации для Фонда Работы). Также освобождаются от уплаты ряда налогов в течение года выпускники, открывшие свой бизнес.
Однако на сегодняшний день российское государство вряд ли способно задействовать финансовые ресурсы, достаточные для того, чтобы серьезно привлечь работодателей, а распыление средств эффекта не даст (то же можно сказать и по поводу предоставления налоговых льгот выпускникам). Более того, современная политика государства в области налогообложения связана, скорее, с отменой любых налоговых льгот, поэтому использование налоговой системы для содействия выпускникам вузов в обретении рабочего места возможно в условиях Российской Федерации лишь в отдаленной перспективе.

Профориентация в вузах, непрерывное образование
Профориентация является одной из наиболее эффективных превентивных мер в борьбе с безработицей среди выпускников. В той или иной степени она развивается практически во всех странах.
Наиболее совершенная и развитая система профориентации существует во Франции, и охватывает она систему как высшего, так и среднего образования. Речь идет о постепенной подготовке молодого человека к выбору направления дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Согласно Кодексу законов об образовании, ориентация студентов предполагает информирование о структуре учебного процесса, о перспективах трудоустройства, о возможностях смены профиля.
Для помощи студентам в каждом государственном вузе и в большинстве частных созданы службы ориентации, в каждом департаменте - государственные центры учебной и профессиональной ориентации.
Система профориентации существует и в Российской Федерации, однако на данный момент она далека от совершенства. Проведенное нами социологическое исследование показывает, что 5% выпускников "жалеют", а 13% - "чуть жалеют" о сделанном ими выборе специальностей. Это свидетельствует о том, что выбор делался недостаточно осознанно.
О недостатках системы профориентации говорит и существующий на рынке труда значительный "перекос": переизбыток кадров одних специальностей и острый дефицит других.

Увязывание финансирования вузов с уровнем трудоустройства их выпускников
В данный момент в Чехии предпринимаются попытки внедрения такого порядка финансирования, при котором размер государственных дотаций вузам зависит именно от того, насколько успешно трудоустраиваются их выпускники.
На наш взгляд, это может стать очень действенным механизмом поощрения вузов к трудоустройству своих выпускников. На данный момент вузы заинтересованы скорее в том, чтобы скрывать реальную ситуацию с занятостью выпущенных ими молодых специалистов. Между тем, в ряде вузов даже "на бумаге" не существует служб по трудоустройству.
Эта мера должна дополняться корректировкой приема на ту или иную специальность в зависимости от положения на рынке труда. Если выпускники определенной специальности испытывают сложности с трудоустройством, прием на нее должен сокращаться.

Организация молодежных бирж труда, служб по трудоустройству в вузах и т. п.
Такие биржи и службы существуют и развиваются в большинстве стран СНГ и Европы. Вузовские службы по трудоустройству развиваются и в России.
В 1999 году в соответствии с совместным приказом Министра образования РФ и Министра труда и социального развития РФ от 04.12.1999 г. № 462/175 "О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда" ведущие вузы России приступили к формированию центров, специализированных отделов и лабораторий по содействию в трудоустройстве своих выпускников.
Однако на пути реализации отмеченного приказа возникли трудности с определением реального статуса и роли таких подразделений в структуре вуза, с постановкой задач и функций, реализуемых ими, с порядком их финансирования и ряд других. Это привело к тому, что массового характера движение по созданию структурных подразделений, способствующих трудоустройству выпускников, не получило.
Всего за период с конца 1999 г. до середины 2001 г. они были созданы лишь в 183 вузах .
Для того чтобы ускорить данный процесс, в 2000 г. была разработана "Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования", утвержденная руководителями Министерства образования и Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Основной целью Программы провозглашалось "создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда". Для достижения целей Программы предусматривалось, в частности, создать в системе образования службу профессиональной ориентации, помогающую в выборе специальности, образовательного учреждения, сферы деятельности, соответствующих личностным особенностям; создать систему информирования абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей необходимыми данными о рынках труда и образовательных услуг, сформировать в системе профессионального образования сеть региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования; разработать научно-методическое обеспечение региональных и вузовских центров содействия трудоустройству молодых специалистов; разработать экономический механизм обеспечения функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.
Однако каждое из созданных в вузах подразделений начало свою работу по собственному усмотрению. В основном их усилия были сосредоточены на двух направлениях: на осуществлении мониторинга поведения выпускников в плане самостоятельного трудоустройства и на разработке организационно-методических документов по работе со студентами в плане содействия их занятости после окончания вуза.
В 2000 г. Департамент занятости Ростовской области инициировал реализацию пилотного проекта по созданию в Ростовской области системы содействия занятости выпускников вузов. По предварительным данным, из числа обратившихся в службу занятости выпускников вузов, 51% были трудоустроены на имеющиеся вакансии, 19% направлены на предприятия по проекту "Молодежная практика", 15% прошли профобучение, переподготовку. В рамках проекта была построена технологичная модель системы содействия занятости по наиболее распространенной экономической специальности в 9 вузах области. В вузах были созданы центры содействия занятости, проведен ряд мероприятий по трудоустройству, разработан программный комплекс "Выпускник" для обеспечения единого информационного пространства и эффективного доступа к данным о спросе работодателей на специалистов, а также специальные WEB-порталы в интернете.

Для конкретизации задач получения ответов на многие встающие перед вузами вопросы в "Рекомендациях по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования", предлагалось взять за образец организационную структуру Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н. Э. Баумана (ЦСЗУМ). Центр этот был создан приказом Министерства образования РФ в 1999 году в качестве структурного подразделения этого университета и был призван взять на себя функции координации организационно-методической деятельности аналогичных подразделений всех вузов страны.

Новый импульс кампания по содействию занятости молодых специалистов получила летом 2002 г., когда в соответствии с решением коллегии Минобразования РФ о программе "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования", письмом Первого заместителя министра образования РФ "Об информационном и консультационно-справочном обеспечении Центров содействия занятости и трудоустройству выпускников вузов" и в соответствии с положением "Об информационно-консультационном пункте в высшем учебном заведении" в ряде регионов была начата работа по созданию информационно-консультационных пунктов в вузах.
Однако до сих пор серьезной проблемой является разрозненность создаваемых служб: понятно, что средние и малые по размеру вузы не могут поддерживать деятельность этих служб на должном уровне, а сводных баз данных по выпускникам вузов региона практически не существует.

Квотирование рабочих мест для молодежи
Данная мера все шире используется в субъектах РФ. Так, с 2000 г. квотирование было введено в Волгоградской области. Одной из семи категорий лиц из числа молодежи, для кого вводилось квотирование, были "выпускники образовательных учреждений основного, среднего (полного) общего образования и начального, среднего, высшего профессионального образования". Квота была установлена для работодателей с числом работников не менее 60. Работодатель обязывался в течение трех месяцев дня получения решения о квотировании создать или выделить квотированные рабочие места или внести на специальный целевой счет соответствующего бюджета обязательную плату за каждое необеспеченное квотированное место.
Однако, несмотря на то, что в областном бюджете ежегодно предусматривались средства на квотирование рабочих мест, в 2003 г. программа практически не выполнялась.
В определенном смысле наиболее показателен пример Санкт-Петербурга, который ввел квотирование рабочих мест для молодежи раньше всех остальных - в 1997 году. При этом в 2002 году выплата работодателям за организацию одного квотируемого рабочего места из бюджета Санкт-Петербурга не превышала 900 рублей в месяц.
На 1998 год квота была установлена на 8000 рабочих мест. В реальности было создано 8012 мест, заключено 604 договора с 787 предприятиями города. Однако в итоге на квотируемых рабочих местах трудились всего 1918 юношей и девушек, большинство же вакантных мест остались невостребованными.
В целом, применение этой меры в указанных регионах дало лишь ограниченный эффект. Предприниматель воспринимает ее как еще одно звено в цепи связывающих его свободы бюрократических постановлений. На наш взгляд, разумнее создать такие условия, при которых работодатель будет сам заинтересован в приеме на работу молодых специалистов. Один из способов формирования этой заинтересованности описан в следующем параграфе.

Организация длительной практики студентов (выпускников) на предприятиях
Суть этой меры заключается в организации практики студентов-старшекурсников на предполагаемом месте будущей работы. Как правило, такой подход достаточно эффективен.
Примером может служить успех российской программы "Молодежная практика", которая действовала в России с 1994 по 2001 год и охватывала до 16 тыс. выпускников ежегодно. За полгода работы по договору молодой специалист имел возможность проявить себя, присмотреться к коллективу и к условиям труда, и, главное, получить серьезный опыт работы по специальности. Расходы по оплате его труда в этот период работодатель делил со службой занятости. А в итоге около трети выпускников остались работать на предприятии постоянно.
Очень важно, что такая система выгодна и работодателю - поскольку он получает уже квалифицированного работника, имеющего реальный опыт работы на конкретном рабочем месте.



Пчела #47 (март-май 2005)





 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"