ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАЛО: ВСЕ НЕ ТАК ПЛОХО

Денис Торхов


В конце 2003 - начале 2004 года в пяти субъектах федерации Северо-Запада - Республике Карелия, Калининградской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областях было проведено исследование с целью изучения моделей взаимодействия НКО (некоммерческих негосударственных организаций) и органов власти в регионах.

Данный исследовательский проект, выполненный группой экспертов из Европейского Университета в Санкт-Петербурге (Наталья Яргомская, Елена Белокурова, Мария Ноженко) и Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра "Стратегия" (Денис Торхов) был реализован в рамках проекта Центра "Стратегия" "Публичная политика в области мягкой безопасности и демократического развития: Балтийское измерение".

Эмпирической базой исследования послужила серия качественных полуструктурированных интервью с представителями органов власти, НКО, региональными экспертами, а также региональными представителями международных фондов и грантодающих организаций.

Проведенное исследование моделей взаимодействия НКО и региональных органов власти в пяти регионах показало, что в целом некоммерческому сектору удалось добиться довольно многого как в своей деятельности, так и в налаживании сотрудничества с региональными и местными органами власти. Конечно, остается еще немало проблем, характерных для всех российских регионов. Это и недостаточность средств в региональных и местных бюджетах для финансирования социальных программ и проектов, и пока еще недостаточная заинтересованность российского бизнеса в решении социальных проблем, и неготовность части чиновников и бизнесменов к социальному партнерству вообще, как и недостаточный профессионализм некоторых НКО. Сказывается разочарованность и некоторая "усталость" непонятых активистов, особенно после снижения интереса к России со стороны западных фондов. С этими проблемами, так или иначе, сталкиваются во всех регионах, и поэтому бравурно говорить о достигнутых успехах, пожалуй, рано. Однако тенденции, прослеживаемые в разных регионах, свидетельствуют о том, что, несмотря на все эти препятствия, НКО и органам власти в регионах удалось выстроить свои устойчивые модели взаимодействия, найти взаимопонимание по ключевым проблемам. Регионы постепенно движутся в сторону более прагматической модели, а это движение, как показывает и российский, и международный опыт, в конечном итоге, приводит к более эффективному и востребованному обществом решению социальных проблем.

Сопоставление разных случаев позволило выделить факторы, способствующие развитию эффективных институтов взаимодействия НКО с региональными и местными органами власти. Одним из наиболее значимых оказалась деятельность международных фондов, причем не только по отношению к НКО, но и к региональным и местным чиновникам. Там, где деятельность фондов по обучению эффективным способам решения социальных проблем была интенсивной и касалась всех релевантных участников политического процесса, она принесла свои плоды в виде достижения взаимопонимания и консенсуса относительно форм взаимодействия. А это, в свою очередь, оказывается залогом развития более эффективных моделей взаимодействия. В то же время, в условиях сокращения объема деятельности международных фондов в России и при самом пессимистическом сценарии их ухода, важно, чтобы созданные институты и установки не были сведены на нет. Кажется, этого пока не происходит.

Вторым, важнейшим фактором для создания эффективных моделей взаимодействия является развитие демократических политических институтов в российских регионах. Прямые выборы, через которые периодически должны проходить все представители власти, способствуют повышению их интереса к обществу и его организованных структур и поиску дополнительных источников легитимности. Это, как показал анализ, является главным источником заинтересованности представителей региональных органов власти к сотрудничеству с НКО. В этом смысле последние инициативы президента по изменению способа выборности губернаторов ставят под сомнение дальнейшее развитие этих важных для общества форм взаимодействия. Губернаторы теряют стимулы к сотрудничеству с обществом и его организованными структурами и самостоятельному поиску более эффективных способов решения социальных проблем. В конечном итоге, все это скажется на социальном развитии регионов.

Не поможет в этих условиях и транслируемая "сверху" риторика гражданского общества, как и требования создания общественных палат и других консультативных органов. Как показало исследование, предписаний или односторонних попыток создания институтов оказывается недостаточно для эффективной реализации взаимодействия. Более того, достижение статус-кво на "церемониальном" выполнении этих функций лишь затормаживает переход к эффективным методам управления, так как непременным условием для него является рациональная заинтересованность акторов в политическом торге, основанном на механизмах конкуренции, и накопление опыта конструктивного сотрудничества друг с другом.

Единственной надеждой в таких условиях, как всегда, остается человеческий капитал - профессиональные и готовые к сотрудничеству представители и НКО, и органов власти. Завтра они могут поменяться ролями, перемешаться в своих региональных и местных сообществах. Но их опыт, в том числе и в институциональном строительстве, будем надеяться, поможет приспособиться и к новым политическим реалиям и создать новые институты взаимодействия, которые не позволят забыть об общественных проблемах и будут способствовать их более эффективному решению.

Полностью результаты исследования опубликованы в сборнике "Публичная политика: проблемы мягкой безопасности в Балтийском регионе" (под ред.М.Горного). - СПб центр "Стратегия". СПб: Норма, 2004.



Пчела #46 (октябрь-декабрь 2004)





 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"