ПОВЕРНЕМ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ ВСПЯТЬ!

Анна Орлова


Цели и задачи исследования

 

В октябре 2004 года в Санкт-Петербурге по заказу Центра РНО исследовательской фирмой «Крона-Корсинто» был проведен уличный опрос жителей, в котором приняло участие почти 1200 человек разного возраста. Целью опроса было получение информации о личном участии жителей города в общественных организациях, инициативах и неформальных объединениях, отношении к ним, степени и характере информированности о деятельности городских общественных организаций и объединений. В данной статье в центре нашего внимания будет один из аспектов проведенного исследования, касающийся источников информации, то есть мы будем говорить о том, как горожане получают информацию об НКО сейчас и как хотели бы ее получать будущем? Но вначале несколько общих замечаний.

         По результатам опроса, во-первых, оказалось, что около 12% опрошенных уже состоят в формальных и неформальных общественных объединениях, а 32% - за последние два года хотя бы раз приняли участие в общественных мероприятиях – субботниках, сборах средств, собраниях, праздниках, митингах и т.д.

     Во-вторых, выяснилось, что каждый десятый петербуржец готов включиться в деятельность общественных организаций. Причем наибольшие шансы на привлечение новых активных членов имеют организации связанные с охраной природы и благоустройством, спортивно-оздоровительные, досуговые и детские организации, советы ветеранов, блокадников и организации, направленные на защиту прав граждан.

     В-третьих, около 60% петербуржцев считают, что добровольные объединения полезны и нужны обществу. При этом часть респондентов говорит об условиях, которые мешают им проявить свою общественную активность. Среди этих условий основными являются:

1) нехватка времени, как правило, в связи с большой занятостью на работе или семейными обстоятельствами (маленький ребенок, внуки, ухаживаю за престарелыми родителями, много времени трачу на дачу и т.д.). Многие работают на нескольких работах, чтобы обеспечить достаток семье, времени нет, поэтому некоторые видят выход в оплачиваемой  работе в общественной организации;

2) отсутствие здоровья и сил; этот ответ характерен для пожилых людей и лиц, имеющих инвалидность ("Какой с меня участник! Кто меня возьмет!", "Я глухая, какие организации!", "Ноги больные", "По болезни уже никуда" и т.д.);

3) отсутствие информации о деятельности общественных организаций; многие люди готовы поучаствовать, если смогут найти общественную организацию по душе, но информация о деятельности НКО и формах участия в них, как правило, отсутствует ("Надо посмотреть, что есть, я сам инициативу не проявляю", "Речка грязная, сам бы убрал, если бы кто-то организовал"; "Хорошо бы поучаствовать где-то на добровольной основе, были бы предложения" и т.д.).

     Если первые две причины трудноустранимы и связаны с повышением уровня жизни и доходов населения, а также изменением отношения в обществе к пожилым и инвалидам, то устранение третьей причины вполне по силам общественным организациям. Тем более что на вопрос исследования "Нужна ли информация о деятельности общественных организаций?" 81% респондентов ответил положительно.

 В настоящее время, судя по ответам,  картина получения информации такова (см. табл.1):

     Не слышали ничего об общественных организациях или инициативах ни из одного из источников – 640 респондентов, еще 10 затруднились ответить на этот вопрос, то есть 55,2% от всех опрошенных. Возможно, что такой высокий процент отрицательных ответов в нашем исследовании был получен в связи с тем, что респондентам требовалось привязать информацию к источнику ее получения и сформулировать, о каких именно действиях шла речь. Привязка информации к источнику вызывала дополнительные затруднения, и репондентам было проще отрицать свое знакомство с общественной активностью.

 

Табл.1.

 

Источники

информации о НКО

 

Помнят,

что такая информация была

(чел.)

 

Из них

содержательной информации

не помнят

 

дают конкретные ответы – о ком, о чем была информация

по телевидению

334

29%

71%

в газетах, журналах

282

22%

78%

по радио

187

45%

55%

от людей

187

31%

69%

из плакатов, объявлений

70

42%

58%

из специальных листовок, буклетов

58

60%

40%

из интернета

47

53%

47%

еще откуда-нибудь (разное)

29

52%

48%

    

     Где же, по мнению петербуржцев, должна размещаться данная информация, чтобы дойти до потребителя? Среди желательных источников получения информации по частоте упоминания на первом месте стоят газеты и журналы (почти 38% ответов), на втором – телевидение (21%), на третьем – доски объявлений, информационные стенды и плакаты (17%). Далее идут радио (11%) и Интернет (почти 7%). Среди других способов доставки информации были упомянуты листовки, специальные книги и брошюры, телефонные звонки, письма и передача информации от человека к человеку ("сарафанное" радио, собрания) (см. таблицу 2).

     Конечно же, в зависимости от целевой группы, задач распространения информации и ресурсов общественные организации могут использовать разные источники. При этом стоит учитывать, что на радио и бесплатные газеты ориентируются в основном пенсионеры, на объявления и информационные стенды  - работающее население и молодежь, Интернет предпочитают респонденты до 35 лет со сравнительно высоким уровнем доходов.

 

Табл.2.

 

Место размещения информации

Количество ответов

% от всех ответивших

В газетах и журналах (в прессе)

441

 

37,8%

Телевидение

247

21,3%

Доски объявлений, информационные стенды, плакаты

198

17%

Радио

129

11%

Интернет

80

6,8%

Листовки

46

3,9%

Другое

26

2,2%

 

     Сравнивая данные этих двух таблиц можно отметить, что возможно, объявление как способ донесения информации (указанный горожанами в желаемых источниках поступления информации на третьем месте) действительно еще мало используется общественными организациями. Что же касается такого канала информации как сарафанное радио, то его отсутствие в таблице 2 скорее всего связано с формулировкой вопроса («Где должна размещаться информация о такой деятельности?) О людях сложно говорить как о "месте размещения информации", но о них не стоит забывать, если хотите эффективно распространять информацию.

Основная часть ответивших отмечала такие желательные характеристики способа распространения информации о деятельности общественных организаций как доступность, близость к месту жительства и бесплатность.

Наиболее доступной, по мнению горожан, является информация, размещаемая в часто посещаемых общественных местах: жилконторах, школах, вузах, в метро, на транспорте, на остановках, в отделах социального обеспечения районных администраций, в поликлиниках, а также в крупных "народных" магазинах, типа "Пятерочки".

Что касается близости к месту жительства, то практически все, назвавшие объявления в качестве источника информации, говорили о том, что эти объявления должны быть наклеены в подъездах, на дверях парадных или во дворах, а листовки опущены в почтовый ящик. Бесплатность чаще всего упоминалась в связи с таким источником как газеты. Большинство респондентов имело в виду либо городские бесплатные газеты ("Асток", "Центр-плюс", "Метро" и т.д.), либо районные газеты и издания муниципальных округов, которые разносят по почтовым ящикам ("Мой район" и др.).

Если проанализировать предлагаемые места и формы предоставления информации об НКО, то станет очевидно, что у большинства горожан она ассоциируется с обычной рекламой. И действительно, значительное число респондентов прямо называло информацию об НКО рекламой, но, по их мнению, это должна быть другая, "хорошая" реклама, отличающаяся от рекламы пива, "дурацких" реклам по ТВ и реклам различных услуг в газетах. Поэтому стоит подумать о том, как сделать так, чтобы информация об общественных организациях была более яркой, заметной в общем информационном потоке. Возможно, стоит использовать нетривиальные приемы ее подачи. Кроме того, она должна отличаться позитивностью, направленностью на пропаганду положительного образа как общественно активной личности, так и совместной деятельности, её привлекательности, интересности.

     К сожалению, анализ информационных источников некоммерческих организаций Санкт-Петербурга показывает, что на сегодняшний день информационные потоки преимущественно направлены внутрь самого сектора. Распространяемая информация обращена на сотрудников НКО или специалистов, интересующихся деятельностью НКО, используется много специальной терминологии. Поэтому можно сказать, что в плане информирования населения, как одного из важных ресурсов деятельности общественных организаций, работа еще в самом начале. Но согласно данным проведенного опроса у нее хорошие перспективы, особенно при условии изменения НКО своей информационной политики в сторону большего контакта с горожанами по месту жительства и использования традиционных рекламных форматов (плакатов, объявлений, листовок) в своей работе.

 

 



Пчела #46 (октябрь-декабрь 2004)





 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"