ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НКО? ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗОЙ!

Олег Эрлих1


СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС

В настоящее время общественное движение в России, находится, на наш взгляд, в состоянии системного кризиса. Суть кризиса состоит в несоответствии целей и форм деятельности общественных организаций существующим потребностям общества и власти. Прежние цели деятельности НКО во многом были направлены на поиск и реализацию инновационных направлений развития общества и компенсацию отсутствия у государства функций социальной поддержки населения.

Сейчас в российском обществе по инициативе власти продолжает развертываться в целом отвечающий сегодняшним потребностям и эмоциональному состоянию населения процесс, для которого характерны восстановление и расширение функций государства и реализация прежних целей НКО государственными структурами. В этих условиях сохранение курса может привести НКО к подчиненной роли по отношению к государственным структурам в плане развития общества.

Это означает, что для сохранения независимости от государства третьему сектору необходима существенная корректировка стратегических и тактических целей деятельности.

Стабилизация общества, осуществляемая по мере сил государством, отвечая сегодняшним потребностям уставшего населения, тем не менее не решает проблем бедности, коррупции, бесправия, так как эффективных механизмов вовлечения населения в процесс решения этих проблем у государственных структур нет.

Опасный аспект стабилизации - огосударствление всех форм общественной жизни и затушевывание проблем общества. Это несет в себе возможность перехода стабилизации в застой.

Альтернативой этому может быть только устойчивое развитие. В данном понятии сочетаются деятельность государства, придающая устойчивость социально-экономической жизни общества и деятельность общественных движений, обеспечивающих непрерывность гражданского развития общества. При этом государство отвечает за создание условий для реализации конкурентоспособной программы (проекта, концепции) социально-экономического развития, а общественные движения - за гражданскую экспертизу этих программ.

Подобная экспертиза необходима, как минимум, по трем направлениям:

  1. Социальная направленность предлагаемых моделей социально-экономического развития общества.
  2. Экологическая безопасность принимаемых решений.
  3. Прогнозирование долгосрочных социальных последствий принимаемых решений для последующих поколений.

Таким образом, в условиях стабилизации одной из наиболее перспективных форм деятельности общественных организаций становится организация и проведение ими в рамках своей компетентности общественной экспертизы принимаемых властных решений. Результатом общественной экспертизы становится гражданская позиция населения по отношению к властному решению.

Объектом общественной экспертизы выступают документально оформленные решения власти, затрагивающие жизненные интересы населения.

На практике это может быть проект строительства предприятия, план застройки, программы развития образования, здравоохранения, малого бизнеса, результативность работы административных органов власти, экологическая безопасность существующего производства, проекты законов, концепция городского бюджета и т. д.

ТЕХНОЛОГИЯ

Основными направлениями общественной экспертизы являются: экономические, экологические, социальные, законодательные, психологические и другие аспекты деятельности власти.

Если говорить о функции общественной экспертизы, то можно выделить следующие пять аспектов деятельности общественности, в фокусе внимания которой находятся властные решения и их последствия для населения:

  • просветительский,
  • аналитический,
  • прогнозный,
  • согласующий,
  • корректирующий.

Основной целью общественной экспертизы является вовлечение общественности в процесс анализа, оценки, прогнозирования последствий деятельности основных институтов государства и общества и ее участие в социальном контроле над результатами этой деятельности.

Технология общественной экспертизы подразумевает следующие шаги:

  1. Мотивация общественности к проведению общественной экспертизы. (На этом этапе общественная организация актуализирует проблему, которая должна стать объектом экспертизы, в сознании сообщества).
  2. Анализ общественного мнения населения по выявленной проблеме.
  3. Получение официального решение органа власти по заявке НКО на проведение общественной экспертизы.
  4. Создание общественной группы активистов, заинтересованных в проведении общественной экспертизы.
  5. Обучение активистов.
  6. Создание экспертной группы с привлечением опытных независимых профессионалов.
  7. Проведение программных мероприятий в рамках общественной экспертизы. (Общественные слушания, конференции, сходы граждан и т. д.)
  8. Принятие итогового решения (заключения) по результатам общественной экспертизы.
  9. Социальный контроль за выполнением решения (в том числе и органами власти).

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЕКТ

Опыт проведения "СПбОО Гражданский проект" общественной экспертизы по различным проблемам социально-экономического развития в регионах России позволил выявить основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при проведении общественной экспертизы.

Прежде всего, необходимо отдавать себе отчет, что для проведения экспертизы необходимо наличие:

  1. Законодательной базы для проведения общественной экспертизы или готовность власти к сотрудничеству с общественными организациями по проведению общественной экспертизы. Также желателен опыт (позитивный или негативный) проведения общественной экспертизы в регионе.
  2. Успешно работающих региональных общественных организаций.
  3. Объекта общественной экспертизы, т. е. выявленных социально-экономических проблем, затрагивающих широкие слои населения.

Соответственно понятно, что основные затруднения в организации и проведении общественной экспертизы будут связаны со следующими причинами:

  • Недостаточно разработанная законодательная база.
  • Отсутствие знаний и опыта в области проведения общественной экспертизы у НКО.
  • Проблема привлечения экспертов.
  • Неумение НКО взаимодействовать со СМИ в области общественной экспертизы.
  • Недостаточное владение НКО технологиями и формами вовлечения общественности и населения в общественную экспертизу.

На сегодняшний день у СПбОО "Гражданский Проект" накоплен определенный опыт помощи другим НКО в разрешении этих затруднений. Это и обучение лидеров НКО проведению общественной экспертизы, и организационная и консалтинговая поддержка на всех этапах проведения экспертизы.

Для организационно-методического обеспечения общественной экспертизы мы подготовили и опубликовали методические рекомендации по взаимодействию НКО и СМИ, а также проведению различных этапов общественной экспертизы. Кроме того, нами отработаны соответствующие методики вовлечения общественности.

В заключение, наш краткий прогноз. Если в условиях продолжающегося в России "усиления вертикали власти" НКО окажутся не готовы к такой форме социального диалога с населением и властью, как общественная экспертиза, им предстоит постепенное эволюционирование в разряд "младших братьев" власти, играющих известную роль ("партия сказала - надо - комсомол ответил - есть") в безоговорочной поддержке всех ее начинаний, что отчасти уже начинает происходить. Кстати, первым эту опасность заметил президент В. Путин, которому, судя по всему, не очень нравится перспектива остаться единственной оппозицией самому себе, призвавший, в частности, к трудоустройству проигравших выборы представителей СПС и "Яблока" (их проигрыш - во многом модельная ситуация для перспектив существования многих НКО) в органы исполнительной власти.


Пчела #45 (январь-апрель 2004)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"