ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПОД УГРОЗОЙ


4 марта ИА "Росбалт" опубликовало заявление руководителя Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Северо-Западному федеральному округу Сергея Якуцени о необходимости ликвидации процедуры государственной экологической экспертизы большинства объектов хозяйственной и иной деятельности (за исключением стратегических объектов).

Санкт-Петербург, 4 марта. Необходимо отказаться от обязательной широкомасштабной государственной экологической экспертизы в пользу добровольного аудирования за счет заказчика. Такое мнение высказал в среду на пресс-конференции руководитель Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Северо-Западному федеральному округу Сергей Якуцени.

При этом, считает он, за государственными органами необходимо оставить контроль только стратегических объектов. А также выборочный контроль экспертизы, проводимой частными аудиторскими компаниями.

"И не нужно бояться ситуации - кто платит, тот и заказывает музыку, - считает руководитель ДГК. - Как показывает зарубежная практика, частные компании дорожат своим имиджем больше, чем чиновники, так как скандалы, связанные с их именем, и лишение лицензии приводят к прямым убыткам".

Также Якуцени отметил, что большие моральные и физические нагрузки на государственных инспекторов во многих случаях приводят к снижению качества экологической экспертизы и затягиванию сроков ее проведения.

/ИА Росбалт/

Такое заявление в устах чиновника столь высокого ранга, отвечающего за природоохранную деятельность на обширной территории Северо-Западного федерального округа звучит не просто странно, но и настораживающе. Более того, подобная инициатива грозит самыми серьезными последствиями. Институт государственной экологической экспертизы возник более 15 лет назад и за это время доказал свою эффективность. Именно экспертиза (причем государственная, то есть заключения которой имеют обязательную силу) стала барьером для многих природоразрушающих проектов, реализация которых привела бы к разрушению окружающей среды и резкому ухудшению экономической и экологической обстановки в стране. Именно благодаря существованию процедуры обязательной государственной экологической экспертизы всех проектов хозяйственной и иной деятельности, во многие проекты были внесены серьезные изменения с целью их экологизации.

Существующий в России институт государственной экологической экспертизы дает возможность гражданам и общественным экологическим объединениям участвовать в принятии экологически значимых решений, что является важным механизмом реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Даже в условиях разрушения государственных природоохранных органов, происшедшего после ликвидации Госкомэкологии России в мае 2000 года (что, безусловно, сказалось и на качестве проведения государственной экологической экспертизы), многие граждане и общественные объединения смогли отстоять свои экологические права в судебном порядке именно на том основании, что планируемая хозяйственная деятельность осуществлялась без экологической экспертизы или с нарушением порядка ее проведения.

В случае замены института обязательной государственной экологической экспертизы добровольным экологическим аудитом, проводимым по инициативе заказчика, государственные природоохранные органы, граждане и общественные объединения лишатся практически единственного законодательно оформленного и реально работающего механизма реализации прямо прописанного в Конституции РФ права на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации о ее состоянии, а также о планируемой деятельности, которая может оказать негативное влияние на это состояние.

Более того, в случае ликвидации института государственной экологической экспертизы на территории России сможет быть реализован практически любой (!) проект, даже если будет доказано, что он катастрофически скажется на состоянии окружающей среды того или иного региона.

Отмена экологической экспертизы - то же самое, что отмена технической экспертизы проектов строительства мостов и атомных электростанций, самолетов и кораблей, нефтепроводов и плотин. Неужели можно серьезно говорить о таких вещах?!

Заявления г-на Якуцени, который, кстати, по должности в первую очередь должен быть заинтересован в сохранении института государственной экологической экспертизы, не выдерживают никакой критики. К счастью, для ликвидации системы государственной экологической экспертизы необходимо один закон полностью отменить и внести изменения, по крайней мере, еще в 10 законов и иных нормативных правовых актов. Это не так просто, хотя если такое решение будет принято на уровне политического руководства страны, нынешняя Дума возьмет под козырек и все сделает, как надо. Однако сторонники и инициаторы такого решения должны хорошо представлять, что ликвидация системы государственной экологической экспертизы столкнется с чрезвычайно мощным общественным противодействием, а также резко отрицательно скажется на международном имидже России, экологическая составляющая которого и так сильно пострадала в последнее время.

За дополнительной информацией обращайтесь:

(812) 352-9219 - Дмитрий Артамонов, Санкт-Петербургское отделение Гринпис России


Пчела #45 (январь-апрель 2004)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"