НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ!

Ирина Княжева


До 1998 года наша организация "Центр женских инициатив" занималась обучением безработных, сельских педагогов, а также проводила семинары для молодежи.

Трудно сказать, что именно сподвигло нас перенести опыт нашей работы в области народных ремесел "за решетку". Наверное, близость колонии (она располагается в Саблино, в 10 км от Тосно) и постоянные разговоры об испытываемых ею трудностях на совещаниях главы администрации Тосненского района.

Поначалу эта идея особого энтузиазма у педагогов не вызвала. На вопрос "В тюрьму пойдешь работать?" ответом чаще всего было недоуменное молчание, а затем: "Вы что?…". Многие сразу отказывались. Колония представлялась чем-то страшным, с конвоирами на уроках, ходьбой "руки за спину", "шаг влево - шаг вправо" и так далее.

Чтобы избавиться от страхов, а также обсудить возможность проведения курсов с руководством колонии, несколько педагогов и сотрудников Центра поехали в Саблино.

Первое впечатление после железной, тяжелой двери и строгого пропускного контроля - попали в пионерский лагерь. Асфальтированные дорожки, клумбы с цветами, кто-то вдалеке ходит парочками или неровным строем. Попадающиеся навстречу женщины громко говорят "здравствуйте", нормальная домашняя одежда, макияж. После беседы с зам. начальника по воспитательной части стало еще легче. Нашу идею об организации курсов в колонии встретили на "ура".

В феврале 1999 года открылись первые 4 курса-мастерских: по изготовлению изделий из лоскута, кружевоплетению, художественному переплету и гобеленовому ткачеству. Были завезены материалы, необходимое простое оборудование.

Главную цель, которую преследовала эта программа - способствовать возвращению женщин-осужденных к социально-полезному образу жизни через переоценку и реализацию своих творческих возможностей. Это программа существует в Саблинской колонии до сих пор.

Обобщая наш опыт работы за эти годы, могу сказать следующее.

Конечно, наши уставные и программные документы прошли тщательную проверку в Управлении Юстиции, но в основном к работе общественных организаций в ГУИН относятся положительно. Очень многое зависит от начальника колонии и от его заместителя по воспитательной части. Нам повезло. Саблинская колония - одна из самых продвинутых. Например, здесь отпускают лучших "зечек" в отпуск, домой к детям, дают длительные свидания, проводят различные мероприятия.

Можно провести параллель между ситуацией в обычной общеобразовательной школе и в женской колонии. Те же положительные и отрицательные лидеры, середнячки, отверженные. Наиболее социально активными, как правило, являются женщины, осужденные на большой срок. Они очень заинтересованы в досрочном освобождении, поэтому стараются участвовать во всех мероприятиях, проводимых в колонии и получить "галочку".

Соответственно, и на наших курсах, большей частью занимались именно такие женщины, что сразу же создало нам методическую проблему. Дело в том, что их характерной чертой был низкий начальный образовательный уровень, а также утрата большинством даже базовых школьных знаний в связи с редким их использованием, в том числе у них был утрачен навык быстрого письма. Таким образом, чтение лекций, как это делается на обычных теоретических занятиях, отпал. Стали шире использовать илюстративный материал. Однако основная часть женщин к следующему занятию все забывала. Педагогам пришлось дополнительно развивать зрительную и слуховую память учащихся. В целом, ситуация напоминала работу с детьми с задержкой психического развития, хотя перед нами были взрослые красивые женщины.

Для них характерна быстрая утрата интереса к любым видам деятельности при отсутствии поощрения, отсутствие интереса к прикладным видам деятельности, проблемы с моторикой.

Вообще говоря, в колонии у многих женщин существуют проблемы со здоровьем (тремор рук, кожные заболевания, близорукость). Их личностные качества претерпевают за время нахождения в условиях принудительного лишения свободы ряд значительных изменений. Усиливается закрытость мышления, закрепляется черно-белое восприятие мира, развивается некритичность мышления.

Все это способствует развитию и других нежелательных явлений: конформизма (соглашательства), внутренней цензуры (подавления необычных мыслей), эгоцентризма мысли (неспособности встать на точку зрения другого).

Вторая проблема, с которой мы столкнулись, заключалась в том, что очень многие женщины воспринимали обучение, направленное на приобретение полезных качеств, как ненужный им труд. Особенно это проявляется у молодых женщин. После первых же неудачных попыток научиться чему-либо занятия отвергаются. Очень многие женщины, попавшие в изоляцию, сначала отвергают все, что им предлагают в колонии. Например, получить специальность швеи-мотористки в колонии может каждый, даже человек, имеющий диплом о высшем образовании. Но в начале отбывания срока это кажется диким. И только после года пребывания в колонии приходит понимание того, что максимальная загруженность "укорачивает" срок как в прямом, так и в переносном смысле.

В одной из наших анкет мы просили продолжить предложение " Я не хочу больше. . .", практически все, участвовавшие в опросе (10% от общего числа женщин, находящихся в колонии) закончили фразу так: "находиться в местах заключения". Однако работники колонии приводят грустную статистику: обратно возвращаются около 30 процентов женщин, часто за те же самые преступления.

Конечно, есть люди, которые просто не мыслят себе жизни без колонии. Она, по сути - их "дом родной". Им на воле страшно, они знают, что никогда не смогут устроиться на работу, у них нет крыши над головой и родственников, которые согласились бы ими заниматься. В основном - это пожилые люди, "отмотавшие" большой срок и потерявшие все социальные контакты на воле. Но есть и другие. И нам бы очень хотелось, чтобы наша работа приводила к тому, чтобы число возвращений в колонию уменьшилось до нуля. К сожалению, одного нашего желания недостаточно, нужна большая совместная работа как государства, так и общественных организаций.


Пчела #42 (май-июль 2003)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"