РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТЮРЬМОЙ И ОБЩЕСТВОМ В РОССИИ ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Глеб Алексушин1


Женщины заключеннные с детьми в камере Первой женской тюрьмы (''Арсенальной''). (фотограф Булла 1912)1.

Любому обществу в любые времена необходима система исполнения наказаний для обеспечения исправной и признанной обществом работы правоохранительных и судебных органов. Постепенно с развитием государства в обществе возрастает и крепнет потребность в уголовно-исполнительной структуре.

До создания государственности у древних славян в уголовно-исполнительной политике доминировал принцип "око за око" (талион) или кровная месть. Позднее исполнением наказаний ведали княжеские дружины, охранявшие внешние границы и общественный порядок. В XV-XVII вв. была создана профессиональная система катов (уголовно-судебных исполнителей, которыми руководил Судебный приказ. Дальнейшее развитие системы исполнения наказаний осуществлялась через рост профессионализма ее сотрудников, отработку навыков и способов содержания и наказания преступников.

Тюремное заключение в России как часть этой системы получило распространение с 1497 года. Надо сказать, что система наказаний в России XVI-XVII вв. считается самой жестокой в ее истории: если в "Русской Правде" XI в. речь, в основном, шла о штрафах или кровной мести, то по Судебникам 1497 г. и 1550 г. и Соборному Уложению 1649 г. стандартные наказания - телесные ("бити" батогами, кнутом, розгами, плетьми, наложение оков, острижение голов) и членовредительские (отрезание носов, ушей, рук, вырывание ноздрей). Часто применялись смертные казни (аутодафе (сожжение на костре), заливание горла оловом фальшивомонетчикам, повешение, "живу окопать в землю"). В XVII в. появились психологические наказания (Соборное Уложение 1649 г. ввело "торговую казнь"). По мере освоения новых окраинных районов России активно развивалась ссылка.

Уголовно-исполнительные функции в городах из-за военного характера поселений исполняли гарнизоны во главе с воеводами.

С 1708 г., когда появились созданные Петром Великим губернии, уголовно-исполнительная система перешла в подчинение губернаторов.

В XVIII в. система наказаний, приобретя ряд черт демократичности и открытости, осталась очень жестокой: "достижения" Соборного Уложения 1649 г. дополнил Артикул воинский 1715 г. (расширив систему наказаний для солдат и офицеров). Появились новые виды казни (отсечение головы, аркебузирование (расстрел)); телесных (битье шпицрутенами (проведение сквозь строй)) и членовредительских (отсечение суставов (рук, ног), усечение языка) наказаний. Артикул впервые в России ввел каторгу - вид наказания, предусматривавший использование труда заключенных (ссылку на галеры). Психологические наказания также пополнились: офицеров лишали чести или шельмовали ("имя на виселице прибито или шпага его от палача переломлена, и вором (шелм) объявлен будет" ), что влекло за собой потерю всех гражданских и политических прав. Правда, казни отменила императрица Елизавета Петровна, после нее казни применяли лишь в особых случаях (например, с Е. Пугачевым).

В последней трети XVIII в. значительное влияние на развитие уголовно-исполнительной политики начала оказывать западноевропейская пенитенциарная мысль, особенно трактат итальянского гуманиста Чезаре Беккариа "О преступлениях и наказаниях" 1764 г. В нем были заложены принципы: соразмерность преступления и наказания, исправление преступника трудом (искупительная роль труда), гуманное отношение к преступнику со стороны общества, отказ от применения смертной казни. Основываясь на идеях Беккариа, Екатерина II разработала проект "Положения о тюрьмах", основанного на гуманных принципах обращения с заключенными; но, как и многие другие ее прогрессивные проекты, этот остался на бумаге.

Также нереализованный "Наказ" Екатерины II подчеркивал, что каждое наказание уже само по себе есть наказание, к жестоким взысканиям законодатель не должен прибегать, если не желает деморализовать общество, каждое законодательство должно предусматривать скорее меры предупредительные, чем карательные.

В 1782 г. был издан Устав (Полицейский) благочиния, по которому в городах создавались Управы благочиния во главе с городничим или комендантом (назначаемыми губернаторами). Они (в числе прочих задач) вели следствие по уголовным делам и организовывали исполнение наказаний.

8 сентября 1802 г. Александром I были созданы 8 министерств, в том числе министерства внутренних дел (здесь и далее - МВД) и юстиции (МЮ). С их созданием "…завершалась организация бюрократической системы управления, с обеспечением для монарха возможности лично и непосредственно руководить всем ходом дел через министров"2 . В немалой степени изменения в организации управления способствовали тому, что к середине XIX в., по определению Н.А. Любимова, друга и биографа М.Н. Каткова, "…государственная идея приняла исключительную форму начальства: в начальстве совмещались закон, правда, милость и кара" 3.

Особое внимание в 1-й половине XIX в. к тюремному вопросу, в частности, к состоянию российских тюрем, привлек приезд английского пенитолога Венинга, который нашел российские места заключения в удручающем состоянии. Он предложил императору создать благотворительную организацию для улучшения тюремного вопроса. Таким образом, в 1819 г. создали Общество попечительное о тюрьмах для благотворительной деятельности в отношении заключенных.

Александр I провел еще несколько тюремных преобразований: обязал губернаторов следить за скорейшим решением дел о колодниках; поручил губернским прокурорам наблюдать за уголовными делами и ревизовать работные и смирительные дома; запретил заковывать в кандалы осужденных и разжалованных офицеров; попытался ввести различное и отдельное содержание осужденных по роду совершенных ими преступлений.

После декабрьского восстания 1825 года маховик следственного дела по декабристам превратил страну в уголовно-исполнительную площадку.

Первым кодифицированным законом об исполнении наказаний в виде лишения свободы стал Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных, принятый Государственным Советом в 1832 г. В 1842 г. его переиздали с дополнениями и изменениями.

Тюрьмы находились в ведении губернских правлений, но в ряде губернских городов открылись губернские попечительные о тюрьмах комитеты, в руководство которых согласно уставу входили губернаторы, а директорами были вице-губернаторы, управляющие и председатели палат государственного имущества, казенной, уголовного суда, губернские прокуроры, городские головы, купцы, почетные граждане городов. Функционирование в губернии Тюремного комитета, Попечительного о тюрьмах общества номинально относилось к системе управления местами заключения, в основном сводясь к оказанию материальной помощи, организации духовно-нравственного воспитания заключенных. Вначале тюремные комитеты не имели в своем распоряжении средств, но позднее создавали капиталы в наличных деньгах и процентных бумагах.

Тюремные замки в уездах были тесными, ветхими, без церквей, молитвенных домов, больниц и устроенных хозяйственных помещений. Из-за этого заключенные не могли трудиться в мастерских, вне тюрем работали редко, на казенных и общественных работах (занимались чисткой улиц, получая за это улучшенную пищу). Нередко постройки острогов были низкими. Соседние улицы часто были немощеными с непролазной грязью весной и летом, затрудняя доставку заключенных. Ряд купцов (нередко избиравшиеся в местное самоуправление) сдавали свои здания в аренду под тюрьмы.

Усилиями Тюремных комитетов под остроги нанимали и выделяли новые помещения, открывали при тюрьмах церкви (приходы) и школы для малолетних и взрослых преступников, библиотеки.

Открывали и Дамские отделения Комитетов (во главе с директрисами), но лишь немногие из них получили дальнейшее развитие.

2.

Во 2-й половине XIX в. отмена крепостного права, проведение судебной реформы и другие существенные изменения в социально-экономических отношениях в обществе привели к необходимости преобразований в пенитологии.

Прекратили публичные наказания. В ходе становления гражданского общества на проблемы тюрем стали обращать гораздо больше внимания, чем раньше. Стали разбирать дела о неправильных действиях смотрителей тюрем4, появились проекты применения в УИС технических новшеств (например, фомалиновой дезинфекционной камеры), чаще стали проводить ремонты тюремных помещений.

Тюремные комитеты организовывали при тюремных замках подсобные производства, например: сапожную, портняжную и столярную мастерские.

12 марта 1879 г. в составе МВД было образовано Главное Тюремное Управление (ГТУ) для непосредственного руководства подчиненными ему местами лишения свободы. В ГТУ создали не имевшую аналогов в зарубежной пенитенциарной практике Тюремную инспекцию для разработки законопроектов и ревизий местных тюремных учреждений, руководства их деятельностью.

Одной из первых изученных ГТУ проблем стал анализ заполненности тюрем. В отчете за период 16 июня 1881 - 1 января 1882 гг. переполнение тюрем в этот период к общему количеству арестантов составило 19%, а к действительному количеству тюремных мест - 24%. В Саратовской губернии приходилось по 2,5 арестанта на 1 место, в Симбирской - 2,3 человека.

В рамках реформ императора Александра III законом от 31 марта 1890 г. для местного заведования тюремной частью в ряде регионов стали учреждать губернские тюремные инспекции. В 1890-1896 гг. инспекции были уже в 24 губерниях.

Губернских тюремных инспекторов и их помощников независимо от согласия губернатора назначало ГТУ из своих чиновников, иногда - из судебного ведомства и прокурорского надзора. Губернские тюремные инспектора наделялись правами вице-губернатора, контролировали деятельность местных картельных учреждений и руководили местной тюремной администрацией; возбуждали ходатайства в ГТУ об удовлетворении нужд местных тюрем; анализировали тюремную практику и отчитывались в ГТУ. Им предписывалось: "При осмотрах (проверках) должен иметь в виду, что он заведует тюремными делами, поэтому его действия не должны иметь исключительно ревизионный характер. Он ответственен за состояние дел и обязан всеми зависящими от него средствами стремиться к водворению в них (тюрьмах) порядка и благоустройства. Установив нарушение, должен позаботиться в своем же присутствии к устранению. В отчетах изображать действительное состояние осмотренной тюрьмы. Мелочные нарушения устранить при инспекторе, а существенные нарушения требуют для устранения контроля. Посещать тюрьмы в разные периоды года и в разные периоды года и в разные части дня. При несогласии с чем-либо может представлять особое мнение".5

Один из тюремных инспекторов указал начальникам тюрем: "Порочность заключенных в тюрьме под влиянием праздности, озлобления, невежественного злословия усугубляется, что ведет к выработке особых тюремных типов закоренелых преступников, утративших все черты душевно нравственного строя. Всячески развивать арестантские работы. При этом заботиться прежде всего с точки зрения нравственной, а затем уже материальной пользы. Заключенным прошу внушать, что они обязываются круговой порукой следить друг за другом и предупреждать побеги своих товарищей, под угрозой, что в таком случае они будут лишены права на вывод на работы".6

Для сотрудников тюремной стражи разрабатывали инструкции: "Въ смотрители арестныхъ домовъ могутъ быть назначаемы лица всякаго званiя, но непременно грамотныя, одобрительной нравственности и по личнымъ качествамъ своiм пригодныя для службы по надзору за заключенными. При определенiи стражи преимущество дается запаснымъ и отставнымъ нижнимъ воiнскимъ чинамъ трезвой жизни и хорошего поведенiя, предпочтительно грамотнымъ. Смотритель долженъ обходиться съ арестованными спокойно, сдержанно и справедливо, не дозволяя себе никакихъ грубостей или оскорбительной брани, а темъ менее насильственныхъ действiй надъ ними. Смотрителямъ и сторожамъ строго воспрещается употреблять арестованныхъ для своей работы и личныхъ услугъ, входить съ ними въ какiе бы то ни было сделки и принимать отъ нихъ подарки. Сторожа не должны на постахъ и дежурствахъ спать, есть, курить, разговаривать съ другими лицами".7

Однако фон для улучшения содержания арестантов был не самый благоприятный: центр в эпоху правления императора Александра III ужесточал обращение с заключенными. Так, в циркуляре МВД от 30 марта 1892 г. от губернаторов требовалось "…сделать распоряженiе и строжайше вменять въ обязанность должностнымъ лицамъ, при обращенiи приговоровъ къ исполненiю, арестантамъ каторжного разряда брить правую половину головы, а осужденнымъ, ссылаемымъ на поселенiе и бродягамъ - левую сторону головы".8

Приход к власти в 1894 г. императора Николая II привел к тому, что в 1895 г. в рамках реформ, проводившихся государственными деятелями из окружения императора, ГТУ и УИС были переданы из ведения МВД в структуру министерства юстиции. Началась демократизация УИС. В обществе начались споры о направлениях развития пенитологии.

Началось воплощение в жизнь программы строительства целой серии губернским тюрем высокого качества и стандарта. В 1893 г. в Санкт-Петербурге открылась тюрьма "Кресты" по проекту архитектора ГТУ, профессора Томашко.9 Губернаторы активно участвовали в создании системы новых поволжских тюрем: в Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде.

Продолжали свою деятельность Тюремные комитеты.

В 1909 г. Государственная Дума порекомендовала правительству устроить сельскохозяйственные фермы в УИС. Однако, у ферм участки были небольшими, потому распространения не получили. В 1910 г. площадь всех сельхозферм и участков в России составила 603 десятины.

Развитие пенитологии и демократизация России привели к появлению интереса общества к постпенитенциарным технологиям.

Больше заботы стали проявлять и о сотрудниках УИС: в записке министра юстиции 1911 г. указано: "…можно съ уверенностью сказать, что тюремная часть никогда и нигде не можетъ быть приведена въ порядокъ, даже при наiлучшей постановке ее матерiальнаго оборудованiя, если тюремныя должности не будутъ замещены достаточно знающими, опытными и преданными своему делу людьми. Привлечь этихъ людей на столь тяжелую, тревожную и опасную службу, какъ тюремная, возможно только предоставивъ имъ надлежащее вознагражденiе за ихъ трудъ".10


Пчела #42 (май-июль 2003)

<<Трактаты о культуре>>


Культура и религия

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71

Культура Китая

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"