НКО НУЖНА ШКОЛА ПРЕСС-СЕКРЕТАРЕЙ

Петр Плешанов


Возьму на себя смелость прокомментировать круглый стол "СМИ и НКО" (прошедший 4 апреля в рамках выставки "Социальный Петербург") от первого лица. Во-первых, потому что оказался одним из двух (!) присутствовавших на мероприятии представителей прессы. Во-вторых, потому что являюсь одновременно выразителем мнения и журналистской братии, и сотрудников общественных объединений (так как с 2000 года работаю в общественной организации "Молодежный город", где выпускаю газету "Латинский квартал").

Итак, что же хочется отметить?

Первое. Откровенно говоря, я ожидал большего интереса к заявленной теме: "СМИ и НКО: пути взаимодействия. Чего мы ждем и хотим друг от друга", как со стороны общественных организаций, так и со стороны коллег-журналистов. В зале собралось едва 15 человек. Журналистов пришло двое, считая вашего покорного слугу. Могу предположить, что представители СМИ предпочли практическую работу по освещению самой выставки обсуждению теоретических вопросов... Но и среди сотрудников НКО найдется немало таких, кто мог бы рассказать немало интересного из собственного опыта работы с печатью, поделиться секретами "мастерства" пресс-секретаря, дать объяснение наиболее типичным проблемам и показать пути их решения. Но, по-видимому, свои секреты они решили оставить при себе.

Второе. Возможно из-за "дисбаланса сил" за круглым столом, нормальной дискуссии не получилось. Может быть, мне показалось, но многие из присутствующих пришли исключительно ради того, чтобы выразить журналистам свое неудовольствие их работой, высказать давние обиды за неопубликованное и "не так опубликованное", - в общем, за все "хорошее". В отсутствии же "живого" противника разговор с самого начала потерял стройность, перешел на частные проблемы, разбился на отдельные реплики. Не способствовала нормальному общению за круглым столом и обстановка: огромная кубатура концертного зала, где проходила встреча, глушила голоса. Каждый раз, чтобы сказать несколько слов, приходилось ждать, пока передадут микрофон.

И, наконец, последнее. Были ли найдены ответы на поставленные вопросы? С большой долей уверенности могу сказать, что не были. Для себя же я сделал вполне однозначный, но неутешительный вывод: в подавляющем большинстве общественных организаций отсутствует какая бы то ни было информационная культура. Выражается это, прежде всего, в отношении к СМИ как к сфере обслуживания, сотрудники которой обязаны удовлетворять потребности НКО в получении и распространении информации.

Во многих организациях сейчас есть штатная должность пресс-секретаря. Слава богу, ведь и к этому необходимому минимуму мы пришли относительно недавно. Но этого далеко не достаточно. Мало просто готовить и рассылать пресс-релизы, рассчитывая на то, что эти пущенные наобум "стрелы" найдут свою цель. Важен, прежде всего, системный подход. Необходимо знание основных законов массовой коммуникации. Например, чтобы понимать, что представляет из себя "массовая аудитория" или что искажения информации в ходе коммуникативного акта неизбежны, и нужно учитывать это. Необходимо знание типологических особенностей разных видов печатных изданий, различий СМИ по целевой аудитории и информационной политике (все присутствующие согласились, что обширным и пока очень мало "паханным" является поле районных и муниципальных газет). Совершенно немыслима работа пресс-службы без знания законов функционирования рынка СМИ в общем и "расклада" в конкретном регионе (для кого-то, кажется, открытием было то, что в Петербурге есть про- и антигубернаторские газеты). Абсолютно независимых СМИ нет нигде. Но у нас пока научились только изобличать "продажность" журналистов. А вот использовать в собственных целях зависимость того или иного издания от денег или политического мнения определенного лица научились пока немногие. И, наконец, требуется знание методик и практик информационной деятельности. Как правильно написать пресс-релиз? Как правильно провести пресс-конференцию? Как создать информационный повод (и что это, вообще, такое)? Все это необходимо для грамотной, ответственной и, главное, эффективной информационной политики в социальной сфере. До тех пор, пока не будут соблюдены эти условия, между СМИ и НКО по-прежнему не будет взаимопонимания.

На мой взгляд, наиболее простым и эффективным способом решения проблем взаимоотношений общественных организаций и прессы было бы создание "школы пресс-секретарей для НКО". Потребность в квалифицированных кадрах для решения информационных вопросов в третьем секторе назрела давно. Если мы пришли к тому, что практически в каждой организации сегодня есть свой "ответственный за информацию", и никому не нужно объяснять значимость и ответственность этой работы, значит, надо сделать следующий шаг. Пора переходить от количества к качеству.

PS

Ну вот, скажет въедливый читатель, - свалил всю работу на НКО. А социальную ответственность журналистов, значит, воспитывать не надо? Надо, обязательно надо. Но, по-моему, это тема отдельного большого разговора (или круглого стола).


Пчела #4(41) (январь-апрель 2003)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"