БОЛЬШАЯ ПАУТИНА ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО НКО

Александр Беспалов


…"А давайте сделаем сайт!" Именно с этих слов у организаций обычно начинаются большие проблемы. Выражаются они в выброшенных на ветер деньгах, времени и человеческих ресурсах. А также в нервных клетках, которые, как принято считать, не восстанавливаются.

Искать причины этой проблемы долго не надо - она прозаична, хотя и крайне неприятна для нашего самолюбия. Дело все в том, что Интернет-культура в нашей стране еще практически не развита. Практически все знают, что в Интернете есть абсолютно любая информация, - но крайне мало людей действительно может эту информацию найти. Сделать свой сайт большого ума не надо - но кто реально знает, что с ним делать дальше?

Многие не знакомые с Интернетом люди полагают, что сайт организации - это своего рода буклет о ней, только выложенный в Сети. Они и относятся к нему так же, как к рекламе в печатных СМИ - создали, опубликовали и забыли. На самом же деле, Интернет - это совершенно непохожая на другие СМИ среда, постоянно изменяющаяся, со своими правилами, законами и тенденциями развития. И только реально поняв и приняв эти правила, можно действительно чего-то добиться во Всемирной Паутине.

В рамках выставки "Социальный Петербург: новые решения", прошедшей 4-5 апреля, состоялся круглый стол "Социальный Интернет", посвященный проблемам и перспективам использования Глобальной Сети некоммерческими организациями. На нем прозвучало немало интересных идей, а также рекомендаций организациям, собирающимся использовать Интернет для предоставления информации о своей деятельности. Хотелось бы привести эти рекомендации, чтобы, возможно, уберечь кого-то от совершения ошибки при выработке решения о создании своего представительства в Сети.

Во-первых, необходимо понять, что создание сайта - это самый обычный проект. И как всякий проект, он должен быть четко расписан по пунктам. Другими словами, перед тем, как его создавать, надо ответить на следующие вопросы:

  • Зачем мы делаем сайт? Какова наша конечная цель? Что мы хотим от него получить?
  • На кого ориентирован наш сайт? Какова наша целевая аудитория? Какого рода информация этой аудитории интересна, и как часто она должна обновляться?
  • Как будет проводиться реклама и продвижение нашего сайта?
  • На какие средства будет создаваться сайт, проводиться его реклама и продвижение? Из какого фонда будет финансироваться его дальнейшее развитие?
  • Есть ли в нашей организации человек, который будет заниматься вопросами, связанными с сайтом - поддержкой, развитием, ответами на письма и звонки?

К этим вопросам хотелось бы дать несколько комментариев. Во-первых, если вы не смогли четко сформулировать ответ на самый первый вопрос, то на этом работу по созданию сайта лучше всего свернуть. Лучше потратьте деньги на что-нибудь другое - результат будет куда ощутимее.

Во-вторых, не думайте, что сам по себе сайт - это уже реклама, наподобие статьи или модуля в газете. Сайт сам нуждается в рекламе и раскрутке - иначе он просто потеряется среди подобных ему ресурсов в огромной Сети. Интернет - это бескрайнее море информации, и если над вашим островком не будут развешаны большие флаги с надписью "Мы - здесь!", то его никто никогда не найдет.

В-третьих, стоит обратить внимание на финансовую поддержку, которую вы готовы оказать этому проекту. Есть глубокое заблуждение, что реклама в Интернете дешевле, чем в печатных СМИ. Могу привести мнение специалистов в области рекламы в Сети, которое прозвучало на "Северо-Западном Интернет-Форуме", проходившем в нашем городе 27 февраля: "Чтобы провести хотя бы скромную рекламу Интернет-ресурса, необходимо затратить не менее 1000 долларов". Обратите внимание на слова "не менее". Конечно, это не означает, что рекламу нельзя провести за меньшие деньги, или даже совсем без вложения финансов. Но, чем меньше денег вы тратите, тем выше должен быть класс специалиста, который будет заниматься рекламой вашего ресурса. Хорошо, когда такой специалист у вас есть - а если нет? И последнее - сайтом надо постоянно заниматься. Даже если вы создали по-настоящему интересный ресурс, провели грамотную рекламную кампанию, но потом забыли про него - то результат, в конечном итоге, будет все равно нулевой. Только постоянная актуализация информации, находящейся на сайте, своевременные ответы на почту, отслеживание мнения посетителей и возможность обратной связи, мониторинг сходных ресурсов - вот что делает ресурс привлекательным для аудитории и позволяет добиться поставленной цели.

К сожалению, необходимо признать, что социальные ресурсы Интернет на сегодняшний день оставляют желать лучшего. Если общий уровень Интернет-культуры в НКО не ниже, чем у бизнес-структур, то финансовое обеспечение, как правило, гораздо хуже. Так и появляются в Сети сайты некоммерческих организаций, которые, если и можно с трудом найти, то после первого же взгляда на сайт такую организацию хочется лишь пожалеть. Кстати, плохой сайт для организации - это гораздо больший удар по ее репутации, чем его отсутствие. Так что перед тем, как создавать свой сайт, задайте себе самый главный вопрос: "А оно нам действительно надо?"

Что же касается решения этой больной проблемы, то на круглом столе прозвучала, на мой взгляд, крайне интересная мысль - почему бы не проводить постоянно действующие с некоторой периодичностью семинары, с целью обмена опытом в сфере создания Интернет-ресурсов? Более того, можно было бы приглашать на такие мероприятия представителей Интернет-агентств, которые разбираются в этих вопросах, а также различных специалистов в области информационных технологий, с целью повышения общего уровня грамотности работников НКО в Интернет-сфере. Да и среди сотрудников НКО, если поискать, нашлось бы немало специалистов этого профиля, которые не откажутся поучаствовать в таких семинарах и дать кое-какие консультации нуждающимся в помощи организациям.

Хотелось бы думать, что эта идея найдет свое воплощение в реальности, а не останется, как это часто бывает, гласом вопиющего в информационной пустыне среди барханов информации.


Пчела #4(41) (январь-апрель 2003)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"