"ЧЕЛОВЕКУ НЕ НУЖНЫ ДРУГИЕ МИРЫ - ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК" 1

Галина Белкова 2


Я выросла на Крайнем Севере. Это были 60-70-ые годы. Меня окружали добрые и терпеливые люди: геологи, бывшие политические заключенные, люди разных национальностей, которые приезжали в забытые Богом места, чтобы решить свои финансовые или личные проблемы. Все мы жили в "затерянном мире", далеко от мирской суеты, чиновников, решений пленумов партии. У нас была одна на всех уникальная природа, горы, полное отсутствие цивилизации. Связь с внешним миром осуществлялась по рации, "кукурузник", если позволяли погодные условия, прилетал один раз в неделю. Питание было неважнецкое, до сих пор помню все сушеное: лук, картофель, морковь. Зимой столбик термометра мог опуститься до минус 60-ти градусов.

Пережить многие неудобства быта нам помогало то, что мы быстро научились жить вместе, ценить помощь друг друга. Не было телевизоров, не было театров, для детей не было сладостей, была маленькая библиотека и общение друг с другом. Каждый новый ребенок воспринимался как чудо. Каждые похороны - как общая трагедия. Хоронили всех одинаково просто. Мне запомнились похороны бича Паши. Паша был человеком одиноким, никто не знал, была ли у него семья. Во всяком случае, после геологического сезона Паша якобы улетал в отпуск на "Большую землю", но все знали, что он с шиком пропивал заработанные деньги в аэропорту Якутска, потом возвращался "домой". Паша был членом нашего местного сообщества. Без него никак было нельзя - он умело обращался с маленькими якутскими лошадками, без которых в геологоразведке было сложно обойтись, они таскали на спине тяжелые ящики с образцами. Когда Паша умер, все плакали, неожиданно для нас вдруг разрушилась часть нашего мира, когда его бесхитростная и подвыпившая душа ушла в мир иной.

Местное (территориальное) сообщество складывается самым естественным путем, самоорганизуется, когда нужно решать общие проблемы. Совершенно очевидно, что местные проблемы, кроме самих проживающих на данной территории, решать никто не будет. Люди сами знают, что и как именно нужно делать. В условиях большого города роль местного сообщества важна не меньше, чем в маленьких поселках. Дом для городского человека - тихая гавань, куда он всегда возвращается с работы, учебы, из командировок. Сегодняшние наши дома больше напоминают разоренные гнезда. Противоестественным является засилие посторонних организаций в наших подъездах и дворах, которые часто превращаются в общественные туалеты. (Это происходит не потому, что жители - грязнули и невежды, а потому, что отсутствуют городские туалеты.)

Но никакое местное сообщество не складывается, если людей отчуждают от их имущества, когда кто-то другой якобы берет на себя опеку над ним. Сложилась абсолютно ненормальная система управления городским хозяйством, которая нарушила все законы психологии. Люди отчуждены от управления своим общим жильем, от его благоустройства. Они не чувствуют потребности платить налоги, ибо не видят рачительного использования этих средств. У них складывается устойчивое отвращение к оплате квитанций за услуги ЖКХ, потому что качественных услуг они не получают.

Растет раздражение, все разобщены, унижены и обмануты самым мошенническим образом. Наши дети не могут играть в наших дворах, нам не дают возможности организовать для них помещение в собственном доме - все идет на продажу: местные клубы, поликлиники. Повсеместно идут "уплотнительные" застройки, вырубаются реликтовые деревья. Тут и там ляпаются мансарды, вгрызаются в фундаменты посторонние для дома люди, "благоустраивая" под себя наши подвалы - везде "хозяйничает" с широким размахом "город". "Город", а не местные сообщества, которые заинтересованы в приведении своих "гнезд" в порядок.

Формирование местного сообщества - кропотливый процесс, здесь формализм может сыграть только губительную роль, здесь нельзя ничего навязывать извне. Все жители дома, как показывает практика, не будут и не могут решать свои каждодневные проблемы. Значит, они должны выдвинуть кого-то, к кому они присмотрелись, кому доверяют. Этот человек должен, к тому же, согласиться принять на себя часть ответственности. Никакие домоуправы или техники не решают повседневные житейские проблемы чужого для них дома. При сложившейся административной системе им крайне выгодно ничего не решать. Они не отчитываются ни перед кем, на жалобы отвечают дурацкими отписками, договоров с этой системой у нас нет, наши права никто не защищает. А между тем, вопросы, связанные с содержанием жилья, нужно решать ежедневно: нужно закрывать чердаки и подвалы, нужно смазывать и ремонтировать кодовые замки, нужно вставлять стекла в подъездах и многое-многое другое, что мы называем постоянным уходом за жильем.

Помимо этого нужно помогать разрешать и конфликты между жителями, иногда приходится и жителей призывать к порядку. Сегодня именно территориальное общественное самоуправление пытается решать вопросы по защите прав своих граждан и более НИКТО в городе. Но, увы, не признается у нас право непосредственных представителей населения заступаться за права граждан, пусть этим занимается чужая тетенька, которой на все наплевать, напротив, она заинтересована в обратном - сдирании денег. Вот вам и конфликт интересов с якобы обслуживающими нас людьми. Представители жилищных контор не спешат составлять никакие акты, у них установка - экономить средства. Составил акт - будут ремонтов требовать! А ведь акт могут составить и представители жителей, это их дом, они имеют все права по закону защищать свое жилье, но Администрации это не выгодно. Вот и идет у нас "тихая война". Им не нужно реальное самоуправление и личная заинтересованность жителей во всем, что касается их непосредственных интересов. Именно поэтому система управления городом устроена так, чтобы не было прямых цепочек: заказчик услуг (потребитель) - исполнитель услуг (подрядчик). С помощью посреднических организаций можно все запутать так, что черт ногу сломит.

Вот одна из реальных историй. Представьте: приходит домоуправ и вручает предписание: "Освободить ванную комнату в связи с тем, что она вам не принадлежит". (Речь идет о купленной несколько лет тому назад квартире.) Жители не могли поверить, что их в одночасье могут лишить собственной ванны. А напрасно. Уехали они на дачу, а когда вернулись, то в их квартире ванная комната уже отсутствовала - на месте двери в ванную была стена. Соответственно, все, что было в ванной, досталось новоявленным соседям. Так появились в нашем европейском и цивилизованном городе еще одни "верблюды". Почему верблюды? Да потому, что им в одиночку пришлось доказывать, что они - не "верблюды". Никакое "государство", которое в соответствии с Конституцией должно "признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина", не встало на их защиту, хотя в соответствии с нашей Конституцией, "жилище неприкосновенно" и "права всех собственников" защищаются одинаково. Так, может, пора задуматься, что что-то не так с нашим "государством"? Эта же жилконтора "забыла" в свое время передать сведения в ПИБ о том, что при разделе огромной квартиры ванная комната осталась в той ее части, которая потом была приобретена героями моего рассказа. Если бы эти сведения хранились в домовой книге, а при решении конфликтов участвовал бы домовой комитет (сами жители), такого бы не произошло. Все знают, как производит замеры ПИБ, как потом приходится бегать по инстанциям и за свои же деньги исправлять чужие ошибки.

Сегодня наше общество болеет, насилие, навязанный нам образ жизни и низкие жизненные стандарты оставляют хоть и невидимые, но болезненные шрамы на человеческой душе, поэтому всем нам нужно учиться быть терпимыми друг к другу и объединяться по территориальному признаку для защиты своих жизненных интересов. Нужно самим формировать местное сообщество как основу гражданского общества. Это - с одной стороны.

А с другой стороны, почему не делать сразу все так, чтобы не ущемлялись права граждан на каждом шагу? Почему вместо нормального управления городским хозяйством царит хаос? Почему явный брак "государственного устройства" должны разрешать судебные органы? Зачем принимать и принимать все новые законы, если они работают на местах не на защиту прав граждан, а наоборот? Зачем тогда все остальные органы, если нарушение прав граждан сегодня уже носит массовый характер?

Значит, такое государство не справляется со своими обязанностями и явно что-то делает не так. Дело не в отсутствии средств, на что сегодня модно ссылаться, средства сегодня как раз есть, но они очень часто используются не по назначению. Дело в пагубности "управленческого структурирования". "Если государство тебя ни разу не обмануло, значит, ты еще не родился" - вот короткая, но емкая характеристика того, что сегодня именует себя "государством". Очевидно, что такое государство гражданам не нужно.

Что это за тип государства, где полностью исключено участие граждан в решении своих жизненно важных проблем? Сегодня налицо явный конфликт между "государством" и гражданином. Если государство вместо того, чтобы помогать становлению территориального общественного самоуправления, уничтожает местные сообщества, делает все для их дискредитации, то такое государство обречено на гибель. Такую систему управления назвать государственной язык не поворачивается.

Полноценное государство должно складываться из миллионов местных сообществ, где бережно относятся к каждому человеку. Смысл жизни - сама человеческая жизнь. Каждый новый малыш, который приходит в наш мир, может стать незаменимым членом нашего сообщества. Так и будет, если мы научимся понимать главное: нет ничего дороже человеческой жизни. Значит, нужно обустроить свою жизнь так, чтобы эта формула работала, а не осталась лицемерным выражением, хотя и закрепленным в Конституции.


Пчела #4(41) (январь-апрель 2003)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"