КАК УЧИТЬ УЧЕНОГО

Варвара Лялягина


Ребята из Фонда детского театрально-музыкального творчества призывают посетителей выставки обратить внимание на их стендНа мастер-классе "Интерактивные методы обучения", который проводила молодежная организация "Взгляд в будущее", собрались в основном люди, работающие с детьми: пси-хологи, педагоги, методисты. Наверное, именно поэтому мастер-класс и прошел так весе-ло и зажигательно, ведь всем известно, что в школах и молодежных организациях работа-ют люди, которые выросли, но не повзрослели.

Очаровательные ведущие мастер-класса Олеся и Глеб вкратце рассказали о системе интерактивного обучения, которая, кстати сказать, впервые была применена в сфере профилактики поведения высокой степени риска. (Что это такое, ведущие также по-яснили. Это - предотвращение такого поведения, которое может привести к потере здоро-вья и социального благополучия).

Как сделать так, чтобы твою позицию поддержали? Для этого надо сделать так, чтобы эту позицию считали своей. Именно поэтому ведущий, преподаватель ведет себя на равных с группой. Это выражается даже в том, что все участники сидят в одном кругу. В интерактивном обучении нет преподавателя, учителя. Есть равноправный собеседник, ко-торый делится своим мнением, своими знаниями.

Учитель сажает ростки новых знаний, надеясь, что они дадут богатый урожай. Но эта "рассада" оказывается в тесном кругу других растений, когда-то кем-то посажен-ных или просто "занесенных ветром". Часть из них - самые настоящие сорняки: ложные убеждения, всевозможные мифы, псевдонаучные знания. Но среди них обязательно есть и полезная информация. И вот все эти растения, старые и новые, полезные и вредные, ме-шают друг другу нормально расти, глушат друг друга. Особенно ярко это проявляется в таких "житейских" предметах, как наркотики, алкоголь, секс, взаимоотношения. В ре-зультате очень сложно ожидать от ученика, что он будет поступать именно так, как его учили.

Преподаватель, использующий методики интерактивного обучения, будет ис-ходить из того, что обучаемым уже накоплена какая-то информация по данной проблеме. Поэтому задача ведущего не бездумно сеять новые семена, а в первую очередь разобрать-ся с тем, какие растения уже растут на этой поляне. Вторая задача - выполоть сорняки и "подкормить" полезные растения. Тут ведущему может помочь сама группа, ему необхо-димо лишь ориентировать аудиторию на самостоятельный поиск вариантов решений, ана-лиз их качества и окончательный выбор. Для этого используются определенные приемы. Это мозговые штурмы, ситуативное моделирование, проблемная дискуссия и другие. Та-ким образом, знания не навязаны участникам извне, а, следовательно, они имеют гораздо большее влияние.

В этой взаимной направленности процесса и заключается суть интерактивных методик. Не только ведущий воздействует на группу, но и группа на ведущего. К тому же каждый отдельный участник группы воздействует на всех остальных.

Приемы раскрепощения аудитории, организации группы, релаксации, выявле-ния лидеров, привлечения внимания к ведущему и концентрации слушающих были про-демонстрированы на практике. Взрослые люди играли в игры, бегали, пели песни. И в конце мастер-класса каждый его участник в полной мере ощутил на себе эффективность интерактивного метода обучения - каждый ощутил сопричастность. Высказывая мнение о мастер-классе в самом конце, все отметили поднявшееся после тяжелого выставочного дня настроение, прилив сил и желание работать.


Пчела #4(41) (январь-апрель 2003)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"