ЭКОГРУППЫ - FOREVER!

Елена Кожина


Программа экологического просвещения "Экогруппы" разработана международной неправительственной некоммерческой организацией "Международный План Глобальных Действий" (GAP International) . В России она была впервые опробована в ноябре 1997 года в Санкт-Петербурге в рамках пилотного проекта программы Тacis "Повышение информированности населения о проблемах окружающей среды". Тем самым Россия стала 15-ой страной, вступившей в международное сообщество GAP .

КАК РАБОТАЕТ ПРОГРАММА

Когда люди получают экологические знания, их часто беспокоит вопрос: а что каждый из нас может реально сделать? Что вообще может сделать небольшая горстка людей, если планету загрязняют огромные промышленные предприятия, транспорт, бытовые отходы, а безответственные правительства поощряют войны и разграбление природных ресурсов? Именно на этот вопрос и дает ответ Программа.

"Спасение планеты следует начинать со своего жилища", - считают ее создатели. Поскольку 35% ресурсов напрямую расходуется в быту, а остальная часть зависит от наших потребительских привычек, становится важным сознательный выбор стиля жизни и потребления.

До 75% отходов возникает из-за несознательного отношения и неэффективного использования ресурсов! Программа позволяет бережнее использовать драгоценные ресурсы Земли, сохранять их для будущих поколений.

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Первые участники программы (три пилотные группы) были добровольцами, откликнувшимися на информацию в газетах и на радио. Это были 17 человек (5 мужчин и 12 женщин) в возрасте от 20 до 65 лет. Майор в отставке (временно не работавший), домохозяйка, студентка, пенсионерка, социолог, психолог, научный сотрудник, несколько учителей, бухгалтеры и т. д. - то есть достаточно разнородный социальный состав. Ведущими экогрупп стали психологи из Санкт-Петербургского Центра "Либра". Участие профессиональных психологов, имевших опыт работы с группами, определило успех проекта.

Группам была поставлена задача: используя подстрочный перевод шведской брошюры, опробовать западную методику и критически ее переосмыслить: выбрать то, что применимо в наших российских условиях и предложить эквивалентную замену тому, что неприменимо.

Менять пришлось довольно много, поскольку шведский вариант был ориентирован, в основном, на индивидуальное жилище, где многие параметры потребления можно легко регулировать. Кроме того, в западных вариантах большой упор делался на материальные выгоды от экономии ресурсов.

В наших условиях мы ориентировались на многоквартирные дома, и основной акцент сделали на улучшение качества жизни при нулевых или незначительных капиталовложениях.

Поначалу раздавались возражения, мол, что хорошо для Европы, у нас не привьется; качество жизни там и у нас не сравнимо; при нашей бедности людям не до экологических проблем и т. п.

Конечно, так можно рассуждать, если смешивать понятия качества жизни и уровня потребления. Кажется, что если будет больше денег, выше материальное благосостояние, то и жизнь будет более счастливой, и качество ее будет выше. Это верно лишь отчасти. Поначалу качество жизни, действительно, возрастает с ростом уровня потребления, однако в дальнейшем этот рост замедляется, проходит через максимум и начинает снижаться. Есть пределы разумного уровня потребления, дальнейшее его увеличение приводит к появлению проблем со здоровьем, разрушает человеческие отношения.

Поэтому можно добиться реального улучшения качества жизни, например, за счет укрепления социальных связей, то есть неформальных сетей, норм и уровня взаимного доверия, которые определяют координацию взаимодействия и сотрудничества в деятельности на общее благо. Попросту говоря, если люди объединяются в экогруппы по местожительству, то, лучше зная и понимая друг друга, они смогут сделать что-то хорошее у себя на лестнице, во дворе, в квартале.

В итоге шведский текст был капитально переработан, была добавлена новая глава "Растения" (кстати, принятая разработчиками международной программы как российский вклад в ее усовершенствование), изменена вся графическая часть книги: тренер Марина Хмоловская нарисовала новые картинки и были использованы фотографии, отражавшие российскую специфику. Книга получилась веселой и полезной. В 2001 году вышло второе издание книги "Экогруппа" , куда добавлен раздел "Здоровье", а сейчас снова встает вопрос о ее переиздании, так как тираж уже почти весь разошелся.

ХОРОШИЕ И РАЗНЫЕ

Хотя занятия всех экогрупп ведутся по одному и тому же методическому пособию, в зависимости от специфики группы, от уровня ее образования, интересов, целей, акценты в освещении разных тем отличаются.

В одних группах участники, привыкшие к методичной научной работе, не ленились пойти в библиотеку или обратиться за цифрами в экологические информационные центры, особенно по темам "Мусор", "Вода", "Энергия". В других группах темы выбирались с учетом профессионального опыта участников: так, инженер тепличного хозяйства рассказал о возможностях и особенностях выращивания овощей и зелени в городе, врач-диетолог поделилась опытом составления индивидуальных программ здорового питания, химик-аналитик провела сравнительный анализ адсорбционных параметров различных фильтров для очистки воды.

Люди делились своим опытом сохранения тепла в квартире при еле теплящихся батареях и рецептами блюд, вкус которых только улучшается, если доводить их до готовности при выключенной конфорке, укрывая газетами и специальным самодельным чехлом.

Некоторые темы вызывали такой интерес, что их обсуждали не одно занятие. Люди начинали вырезать из газет и журналов сообщения на экологические темы, выясняли адреса приемных пунктов макулатуры и пластиковых бутылок, обменивались комнатными растениями.

Измерения, которые вначале казались затруднительными, потом вызывали интерес, когда хотя бы несколько человек их проводили и рассказывали о результатах. Подведение итогов, особенно подсчет новых привычек у группы в целом, обычно проходит как праздник, включающий экологически чистый обед.

ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ

Отметим, что каждый участник экогруппы имеет возможность роста внутри программы, так как по окончании курса он может пройти семинары следующей ступени и стать руководителем новой экогруппы. На таком семинаре-тренинге люди получают знания не только по экологии, но и по психологии малой группы, овладевают навыками управления групповым процессом, работы с эмоциональными состояниями. Серия дальнейших семинаров посвящена обучению тренеров, которые проводят семинары для ведущих экогрупп. За счет всего этого обеспечивается устойчивость программы при ее тиражировании в другие регионы. В Новосибирске сотрудниками Центра была отработана схема распространения программы на новый регион, которую затем применили для организации групп в Перми.

Первоначально в регионе или городе определяется организация-координатор. Она берет на себя функции по подбору стартовых групп и кандидатов в ведущие. Центр "Либра" направляет двух тренеров для проведения семинара для ведущих, и те, с помощью тренеров, начинают первые экогруппы. Им оказывается организационно-методическая поддержка. Всего тренеры выезжают в регион три раза, на конечном этапе проводится сертификация местных тренеров, и далее они могут вести работу самостоятельно. Такой "франчайзинг" занимает около 9 месяцев.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Как и для подавляющего большинства гуманитарных программ, камнем преткновения для широкого распространения экогрупп является финансирование. Основные расходы - содержание центрального офиса представительства "GAP-Россия", оплата средств связи, издание и рассылка методических материалов. Необходимы средства на оплату тренеров (проезд, проживание, заработная плата) и координаторов проекта в регионах. Вопросы аренды помещения и информирования населения часто можно решить без привлечения денежных средств.

Хорошо, если стартовый капитал можно получить у зарубежной организации или фонда в виде гранта. Часто это довольно реальный путь для местной организации, имеющей устойчивую донорскую базу. Мы помогаем составить заявку на грант и участвуем в работе в качестве исполнителей. Международным партнером местной организации-грантополучателя выступает Global Action Plan, являющийся владельцем копи-райта программы. Это существенно повышает шансы на получение зарубежного финансирования. По такой схеме сейчас идет внедрение программы на Украине, финансируемой BISTRO/Tacis.

В 2001-2002 был получен грант по проекту РОЛЛ, который финансировался Агенством США по международному развитию в рамках Соглашения о сотрудничестве с Институтом Устойчивых Сообществ в Москве. Это позволило распространить программу на Сибирь, Урал, Приамурье, Дальний Восток. В настоящее время развернуто 242 экогруппы в 11 городах России.

Однако необходимым элементом устойчивости программы, безусловно, является ее финансирование через местную администрацию или органы самоуправления. Так мы начали строить работу в Перми, где местная организация проявила инициативу и смогла получить небольшие средства для начала программы из городского бюджета.

В Санкт-Петербурге заключен договор с Муниципальным Советом Муниципального образования № 2 о формировании 20 экогрупп среди жителей "Сенного округа" Адмиралтейского района. Большую роль в этой работе играет детский экологический центр "Вознесенский мост", педагоги которого адаптировали методики для работы с подростками.

КАК И ЗАЧЕМ?

Наши опросы показали, что основными факторами, определяющими привлекательность экогрупп, являются: возможность общения с людьми общих взглядов, развитие креативности, получение новой информации и удовлетворение от практической работы, имеющей видимые плоды.

Сразу скажу, что Программа подходит не всем: после информационных встреч, которые проводим мы с коллегами, для реальной работы остается примерно половина из присутствующих в зале. Остальные ссылаются на занятость, недостаток времени, желание действовать путем борьбы или жалоб. Всем понравиться невозможно, да и не нужно. Здесь главное - опираться на тех, кто может и хочет что-то изменить. Именно они станут теми людьми, которые привлекут в программу своих единомышленников, чтобы, как круги на воде, стало бы расходиться желание внести в свою жизнь бытовые привычки, благоприятные для сохранения окружающей среды.

Кроме того, надо учитывать возраст людей. Для привлечения в Программу подростков было очень важно, что она международная, что еще в 17 других странах Европы и США люди, заинтересованные в сохранении окружающей среды, начинают при этом с инвентаризации и улучшения состояния своей собственной квартиры. Глобальность, устремленность в будущее - вот важнейшие мотивационные факторы для молодежи.

Людям среднего возраста, ответственным за свои семьи, была важна возможность экономии, а также нахождения общего языка с детьми-подростками, зачастую конфликтующими с родителями.

Отдельно собирались группы пожилых людей, для которых наиболее актуальна тема здоровья. Но в экогруппе, помимо получения знаний, оздоравливающий эффект дает общение, возможность поделиться своим опытом, конструктивно влиять на общественные ситуации вместе с единомышленниками.

Западный вариант развития программы не предусматривает какой-либо работы с участниками групп после того, как они закончат работу. Считается, что они получили достаточный импульс для сохранения поведенческих изменений (что подтверждается статистикой, например в Нидерландах и Швеции). Однако мы считаем, что программа имеет больший общественный потенциал. Члены экогрупп могут оказать неоценимую помощь органам местного самоуправления, выдвигая лидеров, способных решать экологические задачи на локальном уровне. И действительно, мы увидели, что активисты экогрупп обычно не удовлетворяются изменениями только в своем хозяйстве. Они хотят изменить к лучшему жизнь подъезда, дома, микрорайона. Чтобы этот потенциал не был растрачен, в Центре был создан следующий проект устойчивого развития многоквартирного жилого дома (проект "Экодом") под руководством А. Я. Сокол и В. В Емелина. В нем экогруппы являются базовым элементом, позволяющим решать комплексные проблемы городского сообщества из 500 и более человек. Однако это тема отдельной публикации.

Нам представляется, что у программы большое будущее. Самое плохое, что с нами может происходить в социальной жизни, - это убеждение, что в жизни ничего невозможно изменить, что ты нигде ничего не значишь и нет смысла в твоих действиях. Эта программа дает взрослым людям новые знания в легко усваиваемой форме, но, кроме этого, ощущение действенности их усилий, уверенности в себе, хотя бы какого-то контроля над ситуацией и энтузиазма от работы с единомышленниками.


Пчела #4(41) (январь-апрель 2003)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"