БИЗНЕС - БУДУЩЕЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Петр Плешанов


4 апреля в рамках выставки "Социальный Петербург" прошел круглый стол "Бизнес и социальная политика", организованный Британским благотворительным фондом CAF (Charities Aid Foundation).

Первое, что сразу отметили многие из участников и что определило, наверное, ход и тон всей полуторачасовой дискуссии, - это то, как были представлены за круглым столом обе стороны: бизнес и некоммерческие организации. Если работники общественных объединений буквально заполнили все помещение читального зала библиотеки ДТЮ, то "держать ответ" от имени коммерческих структур пришлось одному-единственному человеку. Евгений Симонов, представлявший на круглом столе Национальный резервный банк, такого поворота явно не ждал, но испытание, надо отдать должное, выдержал.

Не хотелось бы делать далеко идущих выводов из единичной ситуации и говорить об отсутствии интереса коммерческих организаций к сотрудничеству с общественностью в социальной сфере (тем более, что на круглом столе было представлено много примеров весьма успешного взаимодействия). Но, уверен, многие из участников дискуссии были недалеки от такой мысли.

Тем не менее, обсуждение проблем взаимодействия третьего сектора с бизнесом прошло для обеих сторон продуктивно. Во многом благодаря содержательному и интересному докладу представителя Фонда CAF Светланы Рубашкиной, рассказавшей о разработанной фондом программе повышения социальной ответственности компаний и развития филантропии.

На сегодняшний день большинство компаний, представляющих как крупный, так и средний и малый бизнес, не уделяют серьезного внимания вопросам развития социальных программ. В вопросах взаимодействия с общественностью основной упор делается на работу со СМИ (т. е. размещение рекламных и имиджевых материалов) и традиционную имиджевую политику. Последнее, как правило, предполагает работу с действующими на рынке PR-компаниями, которые обладают более или менее стандартным "джентльменским набором" средств по созданию имиджа организации. К таким средствам относятся корпоративные вечеринки, получающие освещение в прессе, публичные мероприятия (концерты, фестивали и пр.), розыгрыши всевозможных призов, разнообразные промо-акции, иногда открытые семинары или круглые столы и т. д. Разнообразить свой арсенал средств PR-агентства не слишком стремятся.

В меньшей степени коммерческие структуры озабочены корпоративной социальной политикой в отношении собственных сотрудников. Еще в меньшей - выполнением "государственных социальных заказов". Мизерное число фирм утруждают себя разработкой собственных проектов в социальной сфере и работой с конкретными предложениями, поступающими от общественности. Причем даже у самых солидных российских компаний, как правило, нет определенной стратегии в плане поддержки тех или иных социальных проектов, с которыми обращаются к ним общественные объединения или частные лица. Оценку "актуальности" проекта дает обычно тот сотрудник, на чей стол попадают подобные "петиции". И здесь все зависит от его личных предпочтений: любит ли он искусство или предпочитает спортивные игры, сочувствует ли он детям-сиротам или считает первоочередной помощь инвалидам, - решение определяют субъективные факторы.

Таким образом, можно сказать, что корпоративная социальная ответственность российских фирм находится пока на весьма низком уровне, а социальная политика носит случайный характер, не имеет целостных понятий и ясных принципов и, в основном, сводится к поддержке подходов, не решающих, а консервирующих проблему. Кроме того, социальная политика компаний ведется зачастую с оглядкой на власти.

Но даже и такую - купированную - социальную активность могут позволить себе только крупные фирмы.

Решение всех этих проблем предлагает программа Фонда CAF. Ее главная задача - показать коммерческим компаниям, что продуманная благотворительная политика выгодна, в первую очередь, им самим, позитивно отражаясь на имидже. Специалисты фонда предлагают любой фирме разработать для нее адресную, гибкую, прозрачную и, главное, эффективную программу социальной помощи, которая не останется незамеченной для потребителей продукции компании, ее конкурентов, партнеров по бизнесу и собственных сотрудников. Плюсы такого подхода уже оценили несколько российских компаний. Так, нефтяная компания "Юкос" организовала конкурс социальных проектов в пяти российских регионах (где осуществляется ее производственная деятельность). А Акционерный коммерческий банк "Росбанк" совместно с детским фондом ООН UNICEF занялся программой помощи детям через возможности искусства и спорта "Новый день".

На круглом столе выявились и другие примеры того, как деньги большого бизнеса и общественные нужды "находят друг друга". Уже упомянутый Национальный резервный банк вложил без малого $2 млн. в строительство Института гематологии и трансплантологии имени Раисы Максимовны Горбачевой (проект реализуется совместно с Санкт-Петербургским государственным медицинским институтом и Горбачев-Фондом).

А что же общественные организации? Каково будет их место в новой "цивилизованной" системе взаимоотношений бизнеса и общества? Выиграют ли они от повышения "корпоративной социальной ответственности" компаний? Казалось бы, ответ очевиден: выиграют и самым непосредственным образом.

До сих пор предложения общественных организаций по финансированию тех или иных социальных проектов, адресованные коммерческим фирмам, зачастую рассматриваются как элементарное "попрошайничество". Вряд ли можно говорить об эффективной социальной политике, если общественные объединения и бизнес выступают в ней не равноправными партнерами, а "скромными просителями" и "великодушными дарителями". Безусловно, изменение этой парадигмы, утверждение практики оценки эффективности вложений и других деловых принципов должно послужить развитию социальных проектов. Но не все так просто.

"Кризисный период" развития российского общества пройден. По ряду параметров Россия даже признана "цивилизованной страной". А это значит, что международные благотворительные фонды будут сворачивать свою деятельность на ее территории. Заполнить эту опустевшую нишу должны коммерческие компании и банки. Но для того, чтобы это случилось, нужна та самая пресловутая "корпоративная социальная ответственность", которой мы видим сегодня, увы, лишь отдельные примеры. Если момент ухода из "третьего сектора" средств международных фондов не совпадет с приходом средств отечественного бизнеса, нашу страну может ждать еще один крах социальной системы.

Есть еще несколько "тонких" моментов. Так, например, крупные коммерческие компании, наиболее активно развивающие собственную социальную политику, предпочитают сотрудничать с мощными общественными объединениями - себе под стать. Прежде всего, просто потому, что солидным НКО легче заявить о себе: в печати, в Internet, среди коллег и т. д. Их, так сказать, виднее. Значит, для того, чтобы эффективно существовать в новой системе взаимоотношений "бизнес-НКО", общественные организации будут объединяться, укрупняться. Многие же попросту отомрут.

Не обойтись в будущем и без помощи государства. Прежде всего, в виде необходимой законодательной базы новых процессов в социальной сфере. На сегодняшний день в России принят закон "О благотворительной деятельности". На бумаге он обещает коммерческим фирмам снижение налогов в зачет благотворительной деятельности. Собственно, такая система действует в большинстве цивилизованных стран. Однако в России этот закон, как и многие другие благие начинания, не работает. А значит, у компаний нет и стимула развивать ту самую "социальную ответственность".

Но все это - препятствия преодолимые. Хотя, для их преодоления и потребуется время и, может быть, немалое. Социальная политика в России рано или поздно перейдет на качественно новый уровень. И в этом не усомнился, наверное, ни один участник круглого стола. Первоочередной же задачей на ближайшее будущее должно стать создание организаций, "сводящих" бизнес и некоммерческие организации, так сказать, "за одним столом". Такая организация уже действует, например, в Челябинске. Созданная по инициативе местной администрации, она занимается тем, что проводит экспертизу проектов общественных объединений и устраивает регулярные конкурсы по финансированию социальных программ средствами коммерческих компаний. Остается надеяться, что опыт Челябинской области оценят и освоят и в других регионах.


Пчела #4(41) (январь-апрель 2003)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"