РЕФОРМА ЖКХ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ДОМА

Константин Романов


Мы живем в прекрасной стране, но государство наше напоминает тяжелобольного. На протяжении столетий освоение огромных пространств требовало гигантских человеческих ресурсов. Они всегда были несоизмеримы с количеством населения. Сменявшие друг друга политические режимы отличал один почерк. Это приоритет государства над личностью.

Внезапно наступившая гуманизация и либерализация общественной жизни породила непоследовательность и противоречивость проводимых реформ.

Источник шараханий прост: отсутствует национально приемлемая концепция реформ. Обыватель, кроме страха, от очередных предложений сверху ничего не испытывает. Этот страх сильнее ужаса школьных каникул с диким озорством тинэйджеров на лестницах домов.

Все, чего не хватает России сегодня, - это срединной общей культуры государства и обывателей. Наши прозорливые соотечественники Н. Бердяев, П. Сорокин, И. Ильин предсказывали это много лет назад. Срединная культура начинается с элементарного выполнения служебных обязанностей и договорных условий в учреждениях, с бескорыстной атмосферы доброжелательности в транспорте и на улице, с уважения к чужой свободе.

Наша трагедия в том, что повышение цен на жилищные нужды и транспортные билеты ни на копейку не способствует росту услуг. В том, что школа, финансируемая за счет налогов с обывателя, упорно не хочет замечать проблем семьи ученика. В том, что зияют пустыми окнами летние лагеря для детей.

В США от нефтяной трубы гражданину достается 30 долларов, а в России, которая значительно богаче природными ресурсами, - 11 долларов в год (Чижов М. Каждому по капле нефти// Аргументы и факты. №38, 2002 г., с.6).

К сожалению, российский предприниматель вновь наступает на грабли, описанные в начале века М. Горьким. Объяснить это можно только неадекватным отношением определенной части бизнес-элиты и чиновной номенклатуры к собственной истории и собственному народу.

Обыватель - самый древний житель планеты. Он вечно на распутье и вечно делает тот единственный выбор, который позволяет ему быть, бывать и поживать. Обыватель останется обывателем, расплатившись за опыты над собой самой высокой ценой - потерей доверия и интереса. С кем только его ни сравнивали - клоп, таракан, змий, - а он жив, потому что быт - основа мирского бытия. Однажды все становятся обывателями: и министры, и чиновники, и депутаты.

Любой избиратель - это гражданин в политическом плане и обыватель в плане житейском. Чего ждет обыватель от своих избранников? Тепла в доме, своевременного ремонта прогнивших труб, исполнительных сантехников, работающих лифтов, почтовых ящиков и мусорных контейнеров, порядка на лестничных площадках, которые давно отданы на откуп тинэйджерам и бомжам, детских площадок во дворе, которые не разваливаются вскоре после очередных выборов, увлекательной жизни детей в ближайших к дому образовательных учреждениях и центрах.

Словно в сказке, все это появляется на волшебном ковре избирательных кампаний перед выборами и подозрительно быстро исчезает после них.

Срединная культура - это культура быта, которая позволяет человеку нормально жить, работать, отдыхать, не выклянчивая блага и не торгуя своим достоинством. Поиски национальной идеи сильно затянулись. Может быть, начинать надо с простого, с элементарного, очевидного именно для обывателя?

Для срединной культуры обывателя самое очевидное и элементарное - это Дом. В течение многих десятилетий идеология уравниловки внушала легкомысленное отношение к этому явлению и понятию. Последствия сказываются до сих пор. Если у человека нет уважения к собственному дому, ему трудно уважать дом чужой. Авраам Линкольн писал: "Собственность желаема. Она - благо в мире. Давайте помешаем бездомному разрушить жилище другого. Позволим ему усердно трудиться и построить дом для себя, этим гарантируя ему право собственности".

С безразличия к дому, как культурной среде обитания, начинается тотальный нигилизм и анархизм, который заканчивается философией бесовщины, ярко описанной одним из наших классиков.

Школам предлагается неплохой курс "Домоводства". Но как этого мало в сложившейся ситуации! Ничего в нашей культуре не изменится, если категория "Дома" не войдет в число дидактических единиц содержания образования по всем школьным предметам.

Что любят делать дети на берегу в песке? Они строят замки. В их маленьких головках витает идея дома. Что делают дети, озорничая в подвалах и на чердаках? Строят свой уголок дома с потаенными местами. Какие сценки разыгрывают малыши, играя в кубики и дочки-матери? Это сценки, которые воплощают их версии дома и домашней жизни. Отношение человека к Вселенной и социуму пролегает через ежедневное упорядочивание собственной картины дома. Картина либо улучшается, либо ухудшается. Она либо укрепляет мир человека, либо угнетает его.

Сторонники постмодернизма старательно ругают "Домострой" за консерватизм. Между тем, в литературном памятнике ушедшей цивилизации есть то, что сегодня встречается редко. Это система элементов домашнего строительства на основе определенных принципов и законов. Сегодня все книжные киоски заполнены изданиями Энциклопедии "Фэн-шуй" и многочисленными комментариями к ней.

Людей волнуют чудеса. Между тем, самое ценное в этом замечательном учении китайских мудрецов часто остается вне поля зрения. Это система, объясняющая загадочные связи дома с судьбой и культурно-антропологическими особенностями его хозяев.

Культура дома исторична. Ей присущи избирательность, упорядочивание, символизм, аксиологизм. Историзм дома в том, что он свято хранит традиции и поддерживает ресурсы хозяев для разумных модернизаций их жизни. Избирательность культуры дома связана с тем, что он обеспечивает некоторые гарантии неприкосновенности частной жизни хозяев, определенную свободу мысли и чувств в установленных пределах бытия. Дом по воле хозяев поддерживает определенный порядок дня и ночи, работы и отдыха, понимания своего и чужого.

Структура целостной картины мира предполагает наличие ряда оппозиций, среди которых стоит особо выделить "Реальное/Ирреальное" и "Рациональное/Иррациональное".

Сфера ирреального - это сфера нереального, невещественного, воображаемого, фантастического, невозможного. Под сферой реального понимается вещественное, действительное. Это все, существующее объективно, т.е. независимо от воли и представления человека, объективная действительность. Иррациональное представляет собой то, что находится за пределами разума, алогическое и неинтеллектуальное. Как нечто, недоступное логическим понятиям, является исходной основой для интуитивизма, волюнтаризма, эмотивизма. Рациональное, т.е. разумное, - это сфера установленного и обоснованного разумом, сфера доступного его пониманию.

На грани реального и ирреального зарождается избирательная деятельность духа. Но сам процесс упорядочивания происходит в сфере реального. В области интимной жизни, т.е. в области жизни, которая близка человеку, выстраивается его отношение к самому себе "Я-Я" и отношение к другому "Я-Ты". Этот акт хорошо раскрыт одним из ведущих мыслителей ХХ века М. Бубером, а также К. Юнгом и Э. Фроммом. Интимная активность раскрывается в отношениях к дому и семье.

Дом служит своего рода панцирем, наподобие панциря черепахи или раковины устрицы. Обладая комфортом и безопасностью в доме, человек выстраивает отношение к судьбе в социуме, в природе, во Вселенной. Для этого ему служат два рода инструментов: иррациональные и рациональные.

Удивительно многообразна символика дома. Стол семейной трапезы - пре-стол - был местом ежедневного сплочения семьи перед бурями всяческих обстоятельств. Символика передника - и краски и знаки - все играло определенную роль. Украшения спальни и оформление гостиной оберегали, защищали и поддерживали мир семьи. Семейные ценности кого-то из гостей притягивают, кого-то отталкивают, приоткрывая занавесу сокровенного. Но в целом дом - это хранитель мира и покоя его хозяев.

У реформы ЖКХ два пути: или окончательно проложить пропасть между обывателем и государством, или вывести общество на путь примирения и национального согласия. Первый вариант грозит новой волной мистицизма, иррационализма и хаоса, второй открывает путь к гармонии небесного и земного, к порядку и благоденствию. В этом случае реформа ЖКХ является составной частью реформ финансирования бюджетников, подъема малого предпринимательства, повышения качества образования.


Пчела #4(40) (октябрь-декабрь 2002)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"