СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Бальдур Назаров


До конца XVIII века латинское слово tolerantia переводилось на русский язык словом "терпеливость". Позднее для этого стало использоваться слово "терпимость", явно подразумевающее элемент снисходительности и отрицательную оценку явления или свойства человека, с которыми мирятся по необходимости или из милости. "Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению; терпимость - свойство, качество это"(Даль В. "Толковый словарь живого великорусского языка". М., 1994, т. IV.).

Начиная с середины XIX века либеральные литераторы, а также революционные демократы и народники стали широко пользоваться непосредственно словами "толерантность" и "толерировать". При этом употребляли они его исключительно в позитивном смысле.

Напротив, для "охранителей" типа Михаила Никифоровича Каткова и Болеслава Михайловича Маркевича эти выражения скорее были ругательствами, и они немало потрудились, чтобы вообще изгнать слово "толерантность" из русского языка, Их дело, хотя и на другой идеологической платформе, было успешно продолжено большевиками. В частности, из политического лексикона Страны Советов толерантность изгоняется уже с середины 30-х годов, оставаясь, в лучшем случае, достоянием словарей иностранных слов, с пометкой устар. или книж.

Так, например, "Большая Советская энциклопедия" (первые два издания) делала вид, что такого понятия вообще не существует. (Правда, в более либеральном 3-ем издании это понятие было частично "реабилитировано", с оговоркой, что термин введен в 1953 г. английским иммунологом П. Медоваром для обозначения терпимости иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. О терпимости к инородным идеям или мнениям речи, однако, не было)У.Лара. Злоключения слов-изгоев // Альманах "Личность и мир" №10 (http://www.ifgo.ru/?n=339).

К началу 90-х годов толерантность как слово и понятие вернулась из "ссылки" и довольно быстро стала предметом изучения уже не только врачей, но и социологов, экономистов, философов, экологов и нарождающейся когорты российских политологов.

В настоящее время популярность этого слова продолжает расти. Тем не менее, годы изгнания не прошли даром, и наблюдается заметный смысловой разнобой: разные люди понимают толерантность совершенно по-разному. Целью данной статьи отнюдь не является отслеживание этих разночтений, однако об одном из исследований, демонстрирующем расплывчатость представлений о толерантности в среде молодежи, я все-таки упомяну. Проведено оно было в Красноярске в самом конце 90-х годов. Подробнее с его результатами можно ознакомиться в Интернете по адресу (http://res.krasu.ru/paradigma/2/6.htm)

Студентам 1-го и 2-го курсов СибГТУ и КГПУ были заданы следующие два вопроса: "Что такое толерантность (терпимость)? Назовите признаки толерантности (то есть каким образом можно определить, толерантен ли тот или иной человек)" и "Толерантны ли Вы?" Поскольку можно было называть несколько признаков толерантности, то, хотя в опросе участвовало чуть меньше 200 студентов, суммарное количество ответов было почти в два раза больше (374 ответа).

Ни один из названных признаков не "набрал" даже 20% , что само по себе говорит об отсутствии у студентов четкого "консолидированного" представления о толерантности.

У большей части опрошенных толерантность ассоциировалась со сдержанностью (процентное выражение ответов, указывающих на данный признак - 18,98 %), терпением (14,17 %) или спокойствием "к внешним, а также внутренним факторам", в "разных неприятных историях" (11,50 %), то есть со способностью личности "подавлять в себе реакции негативизма, не делая попыток понять другого и причины его поведения"(Д.В. Зиновьев. Социально-психологический портрет студента в контексте толерантности // "Парадигма", вып.2, 1998.). При этом у ряда студентов "толерантность" зачастую ассоциировалась с физиологическими возможностями организма (например: подавление чувства голода, возможность переносить боль).

"Уважение" в качестве признака "толерантности" называлось только в 8 случаях (2,14%), что, согласитесь, слабо согласуется с определением, данным в ДЕКЛАРАЦИИ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ Юнеско.

Тем не менее, даже при отсутствии четкого представления о толерантности, положительная оценка этого качества большинством принимается априори. Более того, при чтении ряда авторов создается впечатление, что толерантность - главная (если не единственная) добродетель XXI века. На мой взгляд, это далеко не так.

Нам просто пытаются, грубо говоря, "втюхать", удобную политикам манеру поведения в качестве базовой моральной ценности. При этом остается за кадром вопрос о том, на чем именно, по большому счету, должно основываться уважение к чужой культуре, чужому мнению, чужому праву. Неужели действительно на том, что не существует абсолютных истин, и твоя культура, мнение, право так же относительны, как и все другие? По-моему, на таком фундаменте трудно построить что-либо, кроме невроза.

Почему мы говорим о воспитании толерантности, а не говорим о воспитании человека, способного любить и себя, и мир вокруг? Мир, состоящий из людей, вещей и явлений - разных, но одинаково ждущих и заслуживающих любви. Об этом то и дело забываешь, но от этой забывчивости хуже всего тебе самому…

Впрочем, это все эмоции, поэтому, чтобы пояснить свою позицию, я лучше приведу еще одно определение. В уже упоминавшейся иммунологии толерантностью называется "полное или частичное отсутствие иммунологической реакции; потеря или снижение организмом животного способности вырабатывать антитела"(www.glossary.ru). Конечный результат этого процесса понятен и печален. По-моему, излишнее увлечение толерантностью может привести к такому же результату и в рамках социума.


Пчела #39 (июль-сентябрь 2002)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"