УВИДЕТЬ ДРУГОГО

Дмитрий Дубровский


Любой исследователь толерантности в российском обществе рано или поздно сталкивается с явлением, которое можно назвать "избирательной толерантностью". Суть этого феномена такова: (цитата) "Я вообще всех люблю. Я со всеми готов жить в мире и дружбе. Только вот этих (варианты: чеченцы, евреи, темнокожие, гомосексуалисты и т.д.) надо убрать (выселить, расстрелять, не пускать в страну), а с остальными я буду жить мирно и счастливо".

За рассуждениями такого рода стоит универсальная, в общем, модель поведения, свойственная как животным, так и людям на ранних стадиях существования человечества: деление на "своего" (хорошего, правильного, культурного) и "чужого" (злобного, опасного, некультурного). Не случайно собственно людьми, как известно, многие народы вообще считали только себя, а остальные были просто частью живого мира (или как, скажем, рабы у египтян - "говорящие орудия"), которым отказывалось в праве иметь звание человека.

Однако сегодня, в ситуации, когда культурное многообразие мало- помалу завоевывает мир, такая позиция делает существование отдельного человека тяжелым, а целого государства - к тому же и непрочным. Именно поэтому возникла идея, альтернативная противопоставлению я (хороший) - другой (плохой). Идея эта звучит так: "другой обладает чем-то очень важным, чего у меня нет, и только в диалоге с этим "иным" возможно мирное сосуществование".

При этом очень важно, чтобы не подменялись понятия: не надо искать в другом "свое", нужно признать его право быть другим. Это важно хотя бы потому, что существует давно распространенное убеждение, что проще всего любить тех, кто хоть в чем-то демонстрирует свою похожесть на нас - в культуре, в поведении, в этическом или эстетическом плане. А как же быть с теми, кто действительно абсолютно другой? Неужели, как это делают многие, просто отказывать ему в месте под солнцем, в неотъемлемом для любого человека праве на существование?

Основы толерантности, конечно, должны закладываться в начальном образовании. Переучить взрослого человека, как показал проведенный Европейским Университетом в Санкт-Петербурге в 2000 году пилотный "Тренинг этнической толерантности", невозможно. Единственное, что можно сделать, это научить человека переключать принцип своего поведения в конфликтной ситуации. Например: на рынке вам нахамил продавец. Вы, конечно, можете обратить внимание на смуглость лица нахала и уверенно "опознать" в жителе Краснодара, скажем, азербайджанца, и тогда ваш конфликт будет развиваться как этнический. С другой стороны, вы можете описать конфликтующую сторону как приезжего, и тогда ваш конфликт приобретет черты извечного для большого советского города противостояния "хозяев" города и "лимиты". Впрочем, вы можете интерпретировать этот конфликт и как обиженная мужчиной женщина, и тогда этот спор приобретет характер гендерного конфликта.

Но можно поступить иначе. Отдавая себе отчет в своих предрассудках, попытаться проговорить ситуацию в терминах ситуативно исполняемой вами (и соперником) роли. Вы - на рынке, и ваша роль сейчас - покупательница, а не, например, женщина, русская или приезжая. А продавец - это просто продавец, и если он вам нагрубил, - вы просто больше у него ничего и никогда не купите. И все.

Конечно, такая простота кажущаяся. И ей надо специально учиться. Поразительно, но и государство, по крайней мере, на бумаге, в уже принятой Государственной федеральной целевой программе "Воспитания установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе" понимает всю важность такой учебы, и все необходимое разнообразие ее форм. В программе предусмотрены учебные курсы, тренинги, экспертиза школьных программ и многое другое. В том числе и курсы по особенностям социокультурного поведения различных меньшинств.

Европейский Университет в Санкт-Петербурге, опередив принятие программы, уже провел курсы такого рода для государственных служащих Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики, которые каждый день встречаются с приезжими, людьми разных культур и традиций. Служащие сели за парты для того, чтобы повысить свой профессиональный уровень, и их отзывы после прохождения были восхищенными. "Я всегда думал, что отлично знаю своих клиентов. Оказывается, это далеко не так!"

В процессе обучения как взрослых, так и детей, очень важно показать мир таким многообразным, каков он есть, и сделать понятие нормы как можно более широким. Только тогда человек любого цвета кожи, человек, говорящий на любом языке, человек, отличающийся одеждой, уровнем жестикуляции, громкостью речи, перестанет восприниматься как угроза, и станет просто другим. Другим человеком. В этом, очевидно, и заключается настоящий смысл понятия "толерантность": способность увидеть в другом человеке просто Другого Человека, и умение со-существовать с Другим на равных.


Пчела #39 (июль-сентябрь 2002)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"