В ЧЕМ НОВИЗНА "НОВОГО МЫШЛЕНИЯ"?

Николай Гиренко


Образовательные программы, направленные на воспитание толерантности в российском обществе, внедрение идей противостояния ксенофобии, расизму, экстремизму можно рассматривать как реализацию былой идеи М.С. Горбачева о "новом мышлении". Эти программы, осуществляемые как государственными структурами, так и неправительственными учреждениями и организациями, стимулируются осознанием необходимости интеграции России в структуры европейского и мирового сообщества. Такая интеграция невозможна без изменений в самой основе законодательства, правоприменительной практики и пр. Часто не осознается, что все это требует изменения идеологии или мировоззренческой основы бытия государственных институтов и структур гражданского общества, некоего действительно "нового мышления". Но в чем, собственно, должна заключаться новизна?

Сердцевину образовательных программ, осуществляемых Европейским университетом в Санкт-Петербурге, правозащитным Центром Сельмы и Гарольда Лайт, правозащитной организацией Гражданский контроль и др. составляет ответ именно на этот вопрос. Основу "старого мышления" можно обозначить как стратегию активной обороны от внешнего враждебного мира, для чего необходимо сплотиться политически, идеологически, экономически и т.д. Эта традиционная стратегия единения, где человек существует "для…", где "единица - вздор, единица ? ноль", просматривается наиболее прозрачно в текстах так называемой патриотической оппозиции самых разных вариантов. Целью образовательных программ нового периода в истории России - перехода к открытому обществу - является раскрытие самоценности личности для общества, где государственные структуры, законы и само государство существуют для человека, а нарушение прав человека в современном мире представляет собой угрозу существованию самого общества. Это в полной мере относится и к вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, без рассмотрения которых невозможны любые программы воспитания толерантности.

Толерантность как признание ценности многообразия личностей и культур является суровой необходимостью для самого существования современного общества. Иными словами, основным объектом современной истории, социологии, конфликтологии все более и более осознается общественная система как необходимое условие существования современного человека. Преступление против человечности суть преступление перед человеческим обществом, так как ставит его на грань разрушения. Нарушение прав человека суть нарушение стабильности общественной системы, способное привести к ее кризису и разрухе. Экстремизм суть угроза существованию общества. Разжигание межнациональной вражды суть попытка разрушения общественной среды, в результате чего неизбежны беды для всех конфликтующих сторон. Примеров любых исторических и локальных вариантов здесь несть числа.

К сожалению, тоталитарный способ осознания действительности, он же - соборный, столь глубоко вошел в мировоззрение и культуру на постсоветском пространстве, что, как показывают социологические исследования, сами носители часто этого не осознают. Этот тип мировоззрения существует и в академических кругах, среди законодателей, у представителей правоохранительных структур, среди преподавателей школ и ВУЗов, среди самых широких слоев населения. Он воспроизводится в учебных пособиях, лекционных курсах высшей школы, в СМИ и будет долго существовать как культурная установка для множества людей. Вот почему принципиально важно участие в образовательных программах не только представителей академических кругов, но и представителей общественных организаций, следующих действительно новому мышлению, мышлению, ориентированному на уважение права суверенной личности, без чего невозможно само существование современного мира.

По существу, отмеченные выше организации уже ряд лет занимаются тем, что сейчас приняло форму Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Программы ориентированы на тех людей, от которых в наибольшей степени зависит реализация установок толерантного сознания в российском обществе. Это - государственные служащие, работники МВД, работники культуры, непосредственно сталкивающиеся в своей практической деятельности с гражданами и представляющими в своем лице то, что у людей ассоциируется с обликом государства. Идея сильного государства, столь популярная в политических кругах должна дополниться идеей уважения государства в лице его представителей и уважения прав граждан не только в законодательных актах, но в практике контакта людей с конкретными представителями этого государства. Толерантное сознание как необходимость для существования современного общества предполагает знакомство со множеством аспектов общественного бытия, историей общественных отношений, межнациональных, межрелигиозных, опыт разрешения конфликтов, знакомство с психологическими аспектами социальной жизни. И, как показал опыт реализации таких программ, эта комплексность проблематики не является препятствием для усвоения материала. Наоборот, рассмотрение общественных проблем с различных точек зрения (теоретической, религиозной, психологической, социологической, исторической) только способствует осознанию необходимости перехода к "новому мышлению", осознанию важности и ценности для общества взаимоуважения гражданина и государства, соблюдения прав человека не как декларации, а как наиболее рационального способа общественного бытия в современном мире.


Пчела #39 (июль-сентябрь 2002)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"