ИНФОРМАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОПЫТ

Юлия Ивашкина


В нашем обществе бытуют два крайних мнения. Одни считают выпускников учреждений интернатного типа социопатическими личностями, со всеми мыслимыми и немыслимыми отклонениями, и ставят на них крест. Другие говорят: "Сколько уже можно возитьcя с выпускниками, им и так государство много дало, сколько же можно, что их - до старости содержать?"

Я не ориентируюсь ни на то, ни на другое мнение. А просто хочу рассказать о том, что поняла, работая с этими ребятами на протяжении многих лет. Поскольку тема выпуска - социальная информация, то я и постараюсь посмотреть на проблему под "информационным углом".

Мне кажется, что человек, во-первых, воспринимает и запоминает ту информацию, которая для него является актуальной. Во-вторых, более полно воспринимается информация от значимого для человека лица.

Что происходит в детском доме? Это полузакрытое учреждение, далекое от реальной жизни общества. Если мы с вами ежедневно с раннего детства сталкиваемся с тем, что родители должны заработать деньги, и тогда на эти деньги можно купить те или иные вещи, то это многократный опыт, который запоминается и воспроизводится. Воспитаннику детского дома приходится довольствоваться суррогатом такого опыта.

Например, мы каждый день покупаем в магазине продукты и понимаем: чтобы они попали к нам на стол, необходимо заработать деньги, потом прийти в магазин, сделать покупки и приготовить еду. Мы уже не задумываемся над этой цепочкой действий, она для нас является сама собой разумеющейся. А воспитаннику детского дома на протяжении многих лет ежедневно приносят уже готовую еду, одежду и т.д.

Те попытки, которые делают воспитатели, чтобы научить ребят жизни, к сожалению, не приводят к существенному успеху. Система такова, что есть запреты санэпидстанции, по которым детям нельзя готовить ту или иную еду, строгая дисциплина самого учреждения и, наконец, ответственность воспитателя за ребенка.

Даже, если воспитатели, нарушая запреты, на свой страх и риск, пытаются научить детей готовить, делать покупки, делать самостоятельные шаги в жизни, это не дает особого результата. Мне кажется, это происходит потому, что для ребят это игра, а не жизнь. Для них она не актуальна сейчас, их жизнь не зависит от того, умеют они делать покупки или готовить еду. Это просто урок. Можно быть рассеянным в неинтересных местах и очень настойчивым там, где выгода очевидна. Одни этот урок учат на отлично, и что-то из выученного запоминается, а другие учат на двойки, и все проходит мимо.

Так получается с любыми жизненными навыками, с любой поступающей информацией. Например, очень серьезно стоит проблема подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот. Разработано множество программ, по которым учат жизни. Тем не менее, воспитанники таких учреждений продолжают оставаться совершенно не готовыми к новым условиям самостоятельной жизни, с легкостью тратят выходное пособие на покупку велосипеда или видеомагнитофона, не имея элементарной мебели и вещей, необходимых для жизни, с легкостью продают свое жилье, рожают детей, не имея даже места проживания и работы. А что дальше?

Некоторые, освоив жизненные уроки, постепенно учатся преодолевать трудности, другим это не под силу, и они скатываются на правонарушения или преступления, или сами бывают обмануты мошенниками.

Это мы рассмотрели трудность, связанную с усвоением информации, которая не кажется актуальной. Вторая проблема - как воспитателю стать значимым для ребенка лицом. Ведь его уже многократно обманывали взрослые и, в первую очередь, собственные родители. Как ребенок может поверить еще раз? В детском доме много воспитателей, ребенка переводят из одной группы в другую, а еще хуже - из одного детского дома в другой. Среди выпускников, с которыми мне приходилось общаться, большинство за свою недолгую жизнь поменяли от 2-х до 6-ти разных учреждений.

Человека, который все это прошел, легко зачислить в социопаты и поставить диагноз олигофрении, отправить жить в психоневрологический интернат, ведь он не знает элементарных вещей.

Что можно делать? Конечно, приближать условия жизни детского дома к жизни реальной. Чтобы получаемая информация превращалась в многократный опыт. Строить доверительные отношения взрослый-ребенок, давать возможность проявлять свои чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные, и взрослому, и ребенку.

Как помочь уже взрослым выпускникам? Наш многолетний опыт показывает, что лечат только отношения. Мы можем стараться их устанавливать и развивать. Мы можем быть рядом и помогать набирать жизненный опыт, учить осознавать и анализировать свои взлеты и падения.


Пчела #38 (апрель-июнь 2002)


 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"