ГЛОССАРИЙ

Глоссарий составлен на основе www.glossary.ru


ИНФОРМАЦИЯ -
по законодательству РФ - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т.д.

Достоверность информации - свойство информации быть правильно воспринятой. В общем случае достоверность информации достигается:

  • указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
  • сопоставлением данных, полученных из различных источников;
  • своевременным вскрытием дезинформации;
  • исключением искаженной информации и др.

Доступ к информации -
в широком смысле - операционный тип взаимодействия между субъектом и объектом, в результате которого создается поток информации от одного к другому. В узком смысле - способность использовать ту или иную информацию в рамках информационной системы.

Информационная безопасность -
состояние защищенности информационной среды общества. Информационная безопасность имеет три основные составляющие:

  1. конфиденциальность - защита чувствительной информации от несанкционированного доступа;
  2. целостность - защита точности и полноты информации и программного обеспечения;
  3. доступность - обеспечение доступности информации и основных услуг для пользователя в нужное для него время.

Информационная культура пользователя -
умение пользователя целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационные компьютерные технологии.

Информационная потребность -
потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.

Информационная экономика -
экономика, в которой бОльшая часть валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.

Информационное общество -
концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
    1. эффективное информационное взаимодействие людей,
    2. их доступ к мировым информационным ресурсам и
    3. удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Информационный поиск -
последовательность операций, направленных на получение информации заинтересованным лицом. В общем случае информационный поиск состоит из четырех этапов:

  1. уточнение информационной потребности и формулировка запроса;
  2. определение совокупности держателей информационных массивов;
  3. извлечение информации из информационных массивов;
  4. ознакомление пользователя с полученной информацией и оценка результатов поиска.

Информационный продукт -
документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. Информационными продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация.

Информационные ресурсы -
по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Информационные услуги -
услуги, ориентированные на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов. Информационные услуги - по законодательству РФ - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Контроль доступа к информации -
разрешение доступа к информации только полномочным пользователям

Качество информации -
совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем.

Массовая информация -
в РФ - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Пользователь информации -
по законодательству РФ - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации.

Экстренная информация -
в РФ - незамедлительно передаваемая информация об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде.

Информационная технология -
совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Средство массовой информации -
средство распространения информации, характеризующееся:

  1. обращенностью к массовой аудитории;
  2. общедоступностью;
  3. корпоративным характером производства и распространения информации.
К средствам массовой информации относятся:
  • пресса, радио, телевидение;
  • кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;
  • видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;
  • домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.


Пчела #38 (апрель-июнь 2002)


 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"