ПУСТОЕ МНОЖЕСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Бальдур Назаров


Поскольку ученые никак не могут договориться между собой о том, что такое информация вообще, понятно, что ожидать от них общепринятого определения термина "социальная информация" не приходится. Поэтому рискну для употребления в рамках данной статьи предложить собственное, базирующееся, в частности, на работе Вячеслава Петрова "Функциональное и содержательное значение определения "социальной информации".

Социальная информация - это обозначение содержания сигналов извне, побуждающих субъекта к социальному действию.

Замечу, что рассматриваемое понятие отнюдь не тождественно социально значимой информации, представляющей собою более широкое понятие (то есть, если какая-то информация является для кого-то социальной, то можно утверждать, что она для этого субъекта социально значима, в то время как обратное верно не всегда). Социально значимая информация служит, в основном, целям ориентации в окружающей действительности, а социальная - целям социального творчества. В определенном смысле социальная информация - альфа и омега истории человеческой цивилизации.

Для того чтобы какая-то информация стала для кого-то социальной, должны выполняться следующие условия.

Во-первых, она должна быть доступной, то есть циркулировать по тем каналам, к которым этот субъект имеет доступ.

Во-вторых, она должна быть выделена им из всего потока доступной ему информации, т.е. должна привлекать внимание.

В-третьих, она должна быть интериоризована субъектом, то есть однозначно истолкована им с помощью уже имеющейся у него информации об окружающей действительности. И, наконец, должна содержать (в явной или неявной форме) побудительный мотив к социальному действию, например, к изменению повседневных практик.

Замечу, что под субъектом, конечно, совершенно не обязательно подразумевается человек. Это может быть любая структура, способная к целенаправленной обработке информации: общественная организация, партия, фирма, министерство, государство, человечество в целом. (Так, например, для государства социальной информацией могут являться документы международного права, для министерства - статистические данные, для партии - сведения об умонастроении граждан или лозунгах политических противников, для человечества - известие о конце света.) Тем не менее, в дальнейшем я буду обсуждать ситуацию, когда в качестве субъекта выступает именно человеческая особь.

Вопрос о социальной информации непосредственно смыкается с темой информационных потребностей, которые для большинства людей тесно связаны с их практической деятельностью, осуществляемой в рамках общественного разделения труда. (Как правило, необходимость в информации возникает тогда, когда человек попадает в ситуацию нехватки каких-то необходимых ему материальных или эмоциональных ресурсов). Для того, чтобы успешно разрешить любую проблемную ситуацию, надо найти информацию о том, как это сделать. При этом индивид вынужден на основании уже имеющейся информации моделировать некую идеальную ситуацию и пытаться определить характер необходимой дополнительной информации и, таким образом, сформулировать свою информационную потребность.

Нужно отметить, что для множества людей, уставших от непрерывных манипуляций с их сознанием, отчужденных от целей, средств и способов выполняемой ими деятельности, и чувствующих себя потерянными в этой жизни, информационные потребности редуцируются, потребление информации превращается в ритуал, не предполагающий никакого последующего социального действия.

Как правило, информация, отвечающая на имеющуюся информационную потребность, будет являться социальной. В то же время возможна ситуация, когда социальная информация, воспринимаемая человеком, не является ответом на информационный запрос (во всяком случае - осознанный). Прежде чем пояснить этот вариант, приведу классификацию уровней самосознания человека, предложенных американским исследователем Грегори Бейтсоном:

  1. Миссия (Зачем я живу?).
  2. Самопредставление (Кто я есть?) - идентификация.
  3. Убеждения (Во что я верю?) - ценности, взгляды, установки.
  4. Способности (Каковы мои возможности?) - ресурсы, стратегии.
  5. Поведение (Что я (обычно) делаю?) - специфические виды поведения, состояния, ситуации.
  6. Окружение (Каково мое окружение?) - среда, территория.
Чем выше уровень, тем больше его влияние на модель мира человека. Изменение верхнего приводит к перестройке всех нижних, в то время как изменение нижних уровней может лишь слегка корректировать верхние. На два высших уровня - миссия (Зачем я живу? Куда иду?) и самопредставление (Кто я есть?) влияют прежде всего мифологические структуры. К мифологическим структурам принято относить науку (прежде всего философию) и религию. Два следующих логических уровня - убеждения (Во что я верю?) и способности (Каковы мои возможности?) представляют собой поле для воздействия пропаганды и социализации. На следующие уровни - поведение (Что я (обычно) делаю?) и окружение (Каково мое окружение?) ориентирована, главным образом, реклама. Можно утверждать, что социальной информацией для человека будет только та информация, которая будет воспринята им хотя бы на одном из вышеперечисленных уровней. В противном случае она явится для него просто неким шумовым информационным фоном. Социальная информация может поступить к человеку из самых разных источников: из рекламы, случайно увиденной на улице, из книги, специально взятой в библиотеке, из разговора в вагоне поезда… Материальным носителем ее может оказаться и прайс-лист, и евангелие. Это зависит от множества причин, в частности, и от информационного потенциала личности, и от имеющегося жизненного опыта. К сожалению, в современных условиях, когда действительность, в которой человек живет, слишком часто совершенно ему чужда, и овладение ею представляется невозможным и ненужным, в этих условиях потребность в осмыслении, а тем более преобразовании мира редуцируется, и пространство социальной информации постепенно превращается в пустое множество. Как знать, не является ли это предвестником грядущего информационного коллапса, предсказанного два тысячелетия назад Апокалипсиса.


В логике пустым множеством называют множество, не имеющее ни одного элемента.


Пчела #38 (апрель-июнь 2002)


 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"