На Форум пойдешь - в Палату попадешь

Елена Белокурова


12 июня 2001 года состоялась первая в российской истории встреча действующего Президента РФ с представителями некоммерческих организаций. Президент высказал свою заинтересованность в их работе, в результате чего было решено созвать Гражданский Форум, на котором были бы представлены все сферы деятельности НКО и максимально возможное количество наиболее известных и важных из их представителей.

В оргкомитет Гражданского Форума, который должен состояться в октябре-ноябре 2001 года, вошли организации, участвовавшие в июньской встрече с президентом: Институт проблем гражданского общества, Центр гражданского образования, фонд "Общественное мнение", "Хельсинкская группа", "Идущие вместе", Координационный совет объединений работодателей России, Ассоциация беженцев и вынужденных переселенцев, Конгресс национальных объединений России и др. Активное участие в подготовке принимают также депутаты Государственной Думы РФ Элла Памфилова и Вячеслав Игрунов. В поддержку этой идеи выступили организации, входящие в состав Общественного Совета при председателе Государственной Думы, с некоторыми оговорками, члены ассоциации "Мы, граждане".

Ассоциированный сотрудник факультета политических наук и социологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге Елена Белокурова делится с читателями своими мыслями по этому поводу.

Свершилось! Власть объявила, что она, наконец, поворачивается лицом к гражданскому обществу. О необходимости построения гражданского общества уже давно и долго говорили политики всех ориентаций, но только президент В. Путин позволил себе зайти так далеко - обратить внимание не только на своих министров и простых людей из толпы или сотрудников активно посещаемых им предприятий и гарнизонов. Новый президент изъявил желание встретиться с организованной общественностью, не той, которую олицетворяет Никита Михалков и ректоры ведущих университетов - а с той, которую обычно называют "ростками гражданского общества".

Невероятно, но факт: Президент собирает НКОшников, как они сами себя часто называют. Для меня, исследователя третьего сектора, это люди особого рода: более сложные, более противоречивые, более отзывчивые, но и более настороженные, чем обычные люди. Это те, кто делают работу, от которой отказалось государство. И делают ее лучше. И верят в то, что они могут помогать людям. Это, пожалуй, единственные люди в нашей циничной стране, кто верит в гражданское общество и демократию. Но и настороженные они не зря: с таким трудом заработанные плоды их работы часто используются другими в своих собственных целях. И даже не столько их клиентами (что тоже случается), сколько политиками разных уровней. Отношение НКО к политике и государству, на первый взгляд, странное, противоречивое: политика - не их дело, все, что им нужно от нее - это нормальные условия для работы. Но такой позиции, к сожалению, в нашей стране недостаточно. От политики не уйти, она постоянно стучится в двери, она не только требует, она и нужна для решения самых, казалось бы, простых задач. В этом смысле НКО в России гораздо более несчастны, чем на Западе. Им, к сожалению, приходится практически постоянно определять свое отношение к власти - местного, регионального или федерального уровня.

Если к местным и региональным властям каждой конкретной организации уже так или иначе удалось определить свое отношение, то вопрос относительно федеральной власти впервые встал настолько конкретно. И его надо решать, хотелось бы того или нет.

Организаторы Форума говорят о трех основных целях его проведения (подробно об этом можно почитать в разделе "Общество" на сайте www.strana.ru): Во-первых, он должен привлечь внимание общества к самому факту существования НКО. Задача хорошая, но не требует практически ничего, кроме самого факта проведения Форума, независимо от того, как он пройдет и какие результаты принесет.

Вторая цель - обмен "огромным накопленным опытом" и "налаживание информационного обмена". Цель прекрасная, но гораздо более достижимая на мероприятиях менее глобального масштаба. К тому же, уж кого-кого, а НКОшников учить необходимости общения и обмену опытом - все равно что учить бюрократов следовать инструкциям. В этом и сила, и специфика, и огромнейшее преимущество активистов НКО - в постоянном общении и кооперации через совместные программы, проекты и семинары. Сеть НКО развита, пожалуй, наиболее сильно по сравнению с любой другой подобной сетью. Каждый активист НКО навскидку назовет не менее десятка-другого организаций - коллег и партнеров, причем не только у себя в регионе и не только в своей сфере деятельности. "Информационный обмен" на двухдневном собрании трех тысяч, наверное, наиболее активных в стране пользователей интернета, также вряд ли станет наиболее эффективным средством достижения такой цели.

Но заявлена и такая цель, от которой в первый момент просто захватывает дух: "самое главное - чтобы повседневная жизнь общественных организаций со всеми ее болевыми точками в концентрированном виде доходила до Президента". А вот это, действительно, цель, которой не добиться больше нигде, кроме как на Форуме. Это действительно, то, о чем стоит задуматься. Представить, что за один день и час 3000 представителей НКО, какими бы замечательными они ни были каждый в отдельности, смогут донести до Президента и правительства боль и проблемы всех россиян - невозможно. Тем более в концентрированном виде. И организаторы это тоже понимают. Поэтому уже сейчас предлагается "сконцентрировать" этот поток посредством создания Палаты гражданских союзов. Она и станет тем, что практически и конкретно останется после того, как отшумит эта масштабная PR-акция. И опять, как всегда, несколько человек будут определять то, что считает "гражданское общество".

Именно так и по такому сценарию развивалась ситуация в большинстве российских регионов во второй половине 90-х годов. Как только губернаторы начали избираться всенародно, они стали осознавать не только свою необходимость в поддержке представителей регионального капитала, но и общественности. Некоммерческие организации, по-разному относящиеся к властям, могли оказывать влияние на ход следующих выборов: поддержка и лояльность не помешают никогда, жесткая оппозиция не нужна никому. Создание губернаторских политических машин и консолидация вокруг них всех политических сил почти повсеместно включало в себя и местные НКО. В итоге, после некоторого экспериментирования на практике это было осуществлено через создание Общественных палат, Благотворительных Советов, Круглых столов и т.д. Почти каждый уважающий себя губернатор имеет при себе постоянно действующий орган. Конечно, он включает себя самых известных, самых уважаемых, но и… самых лояльных представителей общественности. В разных регионах, однако, эти органы получили разную значимость: некоторые смогли показать свою независимость, и были постепенно отстранены от реального процесса принятия политических решений, другие - смогли довольствоваться малым и оказать влияние на некоторые частные решения, получить государственное финансирование некоторых своих проектов.

Особенно активно такого рода деятельность, как правило, осуществлялась в тех субъектах федерации, где более сильными позициями изначально обладали губернаторы, а не НКО. Ведь почему-то же не удалось создание подобной структуры обладающему не особенно сильными позициями губернатору Санкт-Петербурга В. Яковлеву. Отдав дань моде, он попробовал еще в 1997 году созвать подконтрольный себе Общественный Совет, но, видимо, ошибся в выборе его членов, и довольно быстро отказался от этой идеи.

Не поддаются ли той же самой логике и действия президента и его администрации? Кому, как не им, победившим в марте 2000 года благодаря массивному удару по общественному мнению, известно значение разного рода PR-деятельности и консолидации всех сил? Тем более, если ими уже заинтересовался такой тертый калач, как Борис Березовский? Каким бы слабым ни представлялось гражданское общество в России нашим политикам, но и оно пригодилось в политической борьбе.

Рассуждения подобного рода посещали, как мне кажется, многих НКОшников, думающих о вопросе своего участия в Форуме. И они, действительно, первым делом приходят в голову всем, внимательно следящим за российской политикой последних лет. Но, можно сказать в ответ на эти сомнения, какая бы власть ни была, она демократически легитимна. И на Западе существуют подобного рода структуры, теоретически обязательные атрибуты демократической системы и способные контролировать действия властей. Только Президент России никогда в этом не нуждался.

Сейчас власть в России действительно впервые призывает общество себе на помощь. Отказываться от этого процесса - а это логически следует из вышеизложенных рассуждений - значит "умыть руки", снять с себя ответственность за дальнейшее развитие.

А что, если представить себе отказ от участия в Форуме всех честных организаций? Первая, вторая и третья цели будут достигнуты независимо от этого. Достаточное для репрезентативности и удивления СМИ количество и разнообразие организаций из внушительного числа регионов будет обеспечено в любом случае, шум вокруг этого благодаря участию Президента и активной работе сотрудников его администрации поднять будет несложно. То есть, внимание общества к НКО будет привлечено, "обмен опытом" и "информационный обмен", в принципе можно осуществить между любыми людьми. Палата гражданских союзов тоже в любом случае будет создана, но, есть шанс, что при участии настоящих НКО она может стать лучше, достойнее, чем без их участия.

Хочется надеяться, что нет еще готовых списков, что остаются места хотя бы для региональных представителей, что можно еще на что-то повлиять и как-то изменить ситуацию. Если хотя бы несколько настоящих НКОшников войдет в состав Палаты, это уже будет весомым результатом. Им придется сложно. Отчасти они тоже станут политиками или их помощниками. И, как следствие, возрастут их ответственность и привилегии. Потому особенно важным станет вопрос их представительности и связи с низовыми НКО, а этот вопрос, связанный со структурой, принципами формирования, смены и институционального устройства Палаты также будет обсуждаться и, хочется надеяться, еще не решен окончательно.

Еще одним принципиальным вопросом, который было бы хорошо обсудить - Налоговый Кодекс. Как известно, в его новой, недавно принятой редакции не предусматривается освобождение некоммерческих организаций, кроме организаций инвалидов, от уплаты единого социального налога. Хотя Налоговый кодекс уже принят, этот вопрос еще нужно и можно поднимать. Возможно, что именно эта проблема станет ключевой для консолидации сил некоммерческих организаций и успешного решения этого вопроса. В пользу этого сценария говорит опыт "Коалиции в поддержку третьего сектора" в Петербурге, которой удалось в 1996 году добиться значительных налоговых и неналоговых льгот для городских НКО. Этот же опыт, однако, показывает, что интерес большинства НКО к процессу объединения может исчезнуть, как только этот, наиболее актуальный, вопрос решится.

НКО оказались в сложной ситуации: как бы ни хотелось им отмахнуться от всей этой непонятной и в восприятии многих из них "грязной" политики, у них нет другого выбора. Следуя журналистской традиции упрощения, Палата, скорее всего, будет названа "олицетворением гражданского общества". Отказаться от участия в ее формировании и только поэтому не признавать ее легитимность постфактум будет, скорее всего, уже поздно.

Пчела #34 (июль-август 2001)

 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"