О цдаке и зякате


Наверное, в каждом доме есть какая-то "бабушкина" вещь. Многие из них служат семье многие поколения. Возьмёшь в руки кузнецовскую чашку - прозрачную, с дивной росписью, и понимаешь, если уйдет - порвется какая-то очень важная ниточка между поколениями. И не только потому, что каждое поколение пьёт чай, просто каждым поколением востребована эта хрупкая красота, хранящая тепло дома.

А порой, наткнешься на вещи совсем другого рода, скажем, серебряная игольница или бонбоньерка для леденцов. Милые вещи. Душу греют. Но неупотребимы в этой жизни. Расстаться с ними невозможно, а места им в этой жизни нет.

ЦДАКА - ПОДАЯНИЕ ИЛИ ДАР?

|...| На всех языках слово "благотворительность" подразумевает идею подаяния, сострадания или снисхождения по отношению к адресату. |...| Дающий, в своей доброте, дает ближнему что-то из своего достояния и помогает ему. В древнееврейском языке слово "цдака" этимологически связано со словом "цедек" - справедливость. Дающий не столько делает одолжение или жертвует, сколько восстанавливает своим даром справедливость: помощь нуждающимся - не добровольный акт милосердия, а дело долга. Неисполнение этого долга является полной противоположностью праведности, т.е. греховностью. Более того, еврейское понятие цдака не предполагает, что дающий отдает какую-то часть своего собственного имущества. Скорее это следует понимать так: Всевышний, награждая человека достоянием, как бы делает его своим финансовым поверенным, то есть деньги доверяются ему с условием, что он будет помогать бедным. |...|

Давая цдаку, вы становитесь посредником между Богом и нуждающимся. Право бедняков на помощь основано на признании высшего права собственности за Творцом мира. Землевладелец, пользующийся плодами своих трудов, не должен забывать, что один Бог в конечном счете обладает правом собственности, а следовательно, земля как общее наследие принадлежит всем Божьим созданиям. Библейский дух, выразившийся в таком отношении к природным дарам, вдохновил мудрецов Талмуда на соответствующее отношение к другим земным благам, которые выпадают по воле судьбы на долю человека. Хотя право частной собственности и признается в Талмуде, оно умеряется и ограничивается соображениями социальной справедливости. Согласно Торе, десятая часть наших доходов заведомо нам не принадлежит. И, собственно, акт социальной справедливости состоит в том, что мы отдаем то, что по закону принадлежит нуждающимся, а не нам.

ВОСЕМЬ СПОСОБОВ ДАВАТЬ ЦДАКУ

Восемь ступеней есть у цдаки, одна выше другой:

Великая ступень, выше которой нет, когда оказывают поддержку обедневшему еврею, давая ему подарок или ссуду, или берут его в компаньоны, или находят ему работу, чтобы поддержать его до тех пор, пока он не будет ни в ком нуждаться.

Ниже этого: когда дают милостыню бедным, и не знают, кому дают, и бедный не знает, от кого получил (пожертвование в кассу цдаки и т. д.).

Ниже этого: знал дающий, кому дает, и не знал бедный, от кого получил (как, например, тот, кто кладет деньги в доме у бедного, когда тот не видит).

Ниже этого: знал бедный, от кого получил, и не знал дающий, кому дал (как, например, тот, кто положил деньги перед своим домом, а бедняк пришел и взял).

Ниже этого: когда дает ему, прежде чем тот просит (оба знали, однако бедный не был вынужден просить).

Ниже этого: когда дает ему после того, как тот попросит.

Ниже этого: когда дает ему меньше того, что мог бы дать, но приветливо.

Ниже этого: когда дает ему с грустью (против воли, и бедный чувствует это).

(Мишне Тора, гл. 10)

|...| Раздавать деньги просто так, лишь бы дать, не считается достойным вкладом в благотворительную деятельность. В еврейской этике благотворительность никогда не рассматривалась как средство достижения благодати, осеняющей щедрого дарителя. Благотворительный акт должен облегчить лишения, но отнюдь не поощрять безделье и лень.

|...| В месяце АДАР евреям предписывается выполнять заповедь "Мишлоах Манот" - посылать еду своему другу и делать подарки нуждающимся. Стоит отметить, что Мегила ("Свиток Эстер") называет такую помощь нуждающимся словом "дар", а не термином цдака, обычно употребляемым в Торе. Причина здесь - в существенной разнице между благотворительным пожертвованием и даром.

Цдака подается обездоленным, потому что они нуждаются в помощи. Подарки делаются совсем из других побуждений. Как объясняет Талмуд, подарок подразумевает, что получающий его приносит дарящему радость и удовлетворение. Подарком дарящий выражает получающему свою признательность. Именно об этом говорят слова из Мегилы, которые должны внушить нам правильное отношение к благотворительности. Помощь нуждающимся нельзя рассматривать только как акт любезности, милость высшего к низшему; она должна оказываться и как дар, который приносит чувство удовлетворения дарящему. Это чувство рождается у человека, когда он понимает, что только благодаря бедным людям он может исполнить эту великую Заповедь, которая по значению равна всем остальным Заповедям! Благодаря нуждающимся он приобретает эту великую заслугу. Эта мысль, разумеется, порождает чувство удовлетворения и понимание того, что бедный человек, с помощью которого он смог выполнить эту великую Заповедь, заслуживает щедрого подарка. Это можно сравнить с символическим подарком в знак благодарности человеку, при содействии которого без особых затрат и усилий была заключена чрезвычайно выгодная деловая сделка.

|..| Понятие "гмилут хасадим" охватывает целый ряд заповедей Торы. Все мицвот (заповеди), которые касаются взаимоотношений между человеком и его ближним, воплощены в этом понятии. |...| Тора и тексты наших мудрецов изобилуют указаниями на ценность мицвы "гмилут хасадим". Без нравственности и социальной справедливости, сострадания и праведности, эталоном которых является "гмилут хасадим", не может существовать человеческое общество. В широком смысле понятие "гмилут хасадим" включает все виды бескорыстной помощи нуждающемуся: посещение больных, поддержка учащихся, организация похорон, гостеприимство, утешение скорбящих, примирение посорившихся, помощь жениху и невесте, забота о пожилых, раздача пищи голодным.

Источник: http://www.ijc.ru/blag1.html

Еврейский Интернет Клуб: www.ijc.ru



О ВАЖНОСТИ ЗАКЯТА

Али Апшерони

…Третьим столпом Ислама является "закят", то есть обязательные отчисления верующих на благочестивые дела мусульманской общины, в размерах, установленных Шариатом. Размеры закята весьма невелики и в денежном выражении составляют приблизительно 2,5 % от ежегодной прибыли правоверных, причем существует еще и необлагаемый минимум, в который включается дом или квартира, вся домашняя утварь и транспорт мусульманина, не принимаемые в расчет при исчислении закята. Поскольку Ислам устанавливает лишь минимальные размеры этих отчислений, предоставляя каждому верующему право самостоятельно определять их максимальный предел, мусульмане, которым в текущем году удалось получить хоть какой-то существенный доход, самостоятельно делают все необходимые расчеты и вносят соответствующую долю деньгами, скотом или чем-то иным, без дополнительных напоминаний с чьей-то стороны. |...| Помимо закята существует еще и свободная форма пожертвований, в посильных каждому из верующих пределах, которая называется "садака".

Все эти деньги вносятся во имя Всевышнего Аллаха (Хвала Ему и велик Он!) и являются своеобразной формой поклонения Ему, при которой, уплачивая закят и подавая садака, мусульманин теряет незначительную часть своего дохода, но в то же время демонстрирует, что любовь к Аллаху (Хвала Ему и велик Он!) для него превыше всяких материальных благ.

Всевышний, в то же время, не желает, чтобы правоверные в запале безудержной благотворительности доводили до обнищания самих себя, своих родных и близких, Он не хочет, чтобы они оставляли без наследства своих детей, растрачивая на богоугодные дела гораздо больше средств, чем это действительно необходимо. Как я уже сказал, Ислам чрезвычайно мудр, он не предписывает ничего такого, что может быть во вред как самому мусульманину, так и его семье. Поэтому не известно ни единого случая, чтобы кто-то разорился, выплачивая закят |...|

Большинство мусульман хорошо понимают значение закята и садака, а потому аккуратно, от чистого сердца, вносят в кассу своей общины не только положенное по Шариату, но и дополнительные пожертвования от себя, расходуя часть своего состояния на пути Аллаха и осуществляя общественный контроль за дальнейшим использованием этих средств.

На что же должны использоваться деньги или же иные ценности, собранные мусульманами? Собранные средства предназначены, во-первых, на содержание мечетей, то есть на их ежедневную уборку и необходимый ремонт, на оплату ежемесячных счетов за электроэнергию, теплоснабжение и воду, на выплату скромной заработной платы имамам и соответствующего подоходного налога, взимаемого с нее государством. Во-вторых, эти средства должны использоваться на активную пропаганду Ислама, то есть на издание религиозных книг, газет и журналов, на оплату эфирного времени мусульманских телерадиопрограмм, на содержание учебных заведений, с учетом скромной зарплаты преподавателям медресе, на материальную поддержку известных ученых Ислама, посвящающих все свое время теологии и не имеющих поэтому иного заработка. В-третьих, на традиционную мусульманскую благотворительность, то есть на поддержку сирот и инвалидов, одиноких неимущих стариков, оказание помощи бедствующим и на материальную поддержку малоимущих мусульман в вопросах совершения ими хаджа в Мекку. Остающиеся от всего этого свободные средства могут накапливаться верующими на какой-то непредвиденный случай, использоваться для создания мусульманских предприятий с коллективной формой собственности, чтобы сообща заработать новые средства для своей общины или же расходоваться по общему согласию на какие-то другие полезные дела.|...|

Во все времена среди правоверных находились и находятся сегодня благочестивые и щедрые люди, которые всемерно способствовали своими средствами распространению мусульманской духовности, строили мечети и медресе. Эти верующие поступали подобным образом только потому, что хорошо понимали всю важность каждого доброго дела, совершенного бескорыстно, то есть во имя Аллаха (Хвала Ему и велик Он!), знали, что Всевышний вознаградит за доброту не только их самих, но и их потомков, благословит и многократно приумножит их состояние, оградит от всевозможных бед. В отличие от тех, кто чахнет над своим богатством и, тем не менее, в конце концов лишается всего, они нисколько не сомневаются, что все во Вселенной находится в руках Аллаха, который не пропускает и не забывает ничего, а потому заблаговременно готовятся к неизбежной встрече со своим Творцом, накапливая для далекого путешествия самый лучший багаж - багаж добрых дел. Никто на свете не может иметь все, что захочет, но, согласно мудрому учению Ислама, каждый человек имеет право собственности на деньги, которые он честно заработал, и на имущество, которым обладает по праву, однако это право вовсе не является абсолютным, поскольку любое богатство во Вселенной, в принципе, является собственностью ее Творца. Богатство в его всевозможных формах является предметом, созданным Аллахом и потому лишь Он один может устанавливать правила, как его использовать. Если же кто-то пользуется своим богатством без учета заповедей Всевышнего (Хвала Ему и велик Он!), то Аллах в любую минуту может избавить этого жадного человека от бремени его состояния, с тем, чтобы тот почувствовал на самом себе, каково приходится на свете голодным и неимущим, чем объясняется то обстоятельство, что многие, скопив богатство, нашли не конец своим бедам, а новые беды. Согласно установлениям Ислама, все беспомощные и обездоленные мусульмане имеют право на какую-то часть богатства состоятельных людей, которая посредством закята и садака перераспределяется между ними по справедливости, причем в Благородном Коране сказано, что, поступая подобным образом, богатые отнюдь не благодетельствуют бедным, а просто выполняют долг перед Аллахом (Хвала Ему и велик Он!).

В то же самое время, в истории Ислама известно большое количество случаев, когда правоверные, узнав о том, что какого-то благочестивого торговца, оказывавшего мусульманской общине постоянную и действенную помощь, из-за нападения разбойников на его караван постигала большая беда и вследствие этого разорение, единодушно голосовали за то, чтобы возместить ему утраченное из собранных в складчину средств или же немедленно выступали в поход и силой отбивали у злоумышленников принадлежащее ему имущество. Так руками правоверных мусульман, Всевышний Аллах (Хвала Ему и велик Он!) возмещал этим благочестивым и щедрым людям все то, чего они лишались, вследствие чего они и впредь не скупились нести расходы на пути Аллаха, на личном опыте убедившись в том, что от Его всевидящего взора не укрывается ни одно доброе или же злое дело. |...|

Источник: http://www.philosophy.ru/library/asiatica/arabica/ali_islam.html

Пчела #34 (июль-август 2001)

 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Смотрите подробности каркасные бассейны тут.

Письмо в "Пчелу"