Что такое деструктивный культ?

Евгения Дылева


Полтора года назад Парламентская Ассамблея Совета Европы единогласно приняла рекомендацию, заявляющую о чрезвычайной важности работы по предотвращению распространения деструктивных религиозных организаций . В то же время, указывая на то, что серьезная законодательная инициатива в этой области может вступить в противоречие со свободой совести и религии, гарантированной 9 статьей Европейской конвенции о правах человека, участники Ассамблеи отметили, что любые перемены должны проходить в согласии с принципами демократических обществ. В связи с этим к правительствам государств был обращен призыв:

- поддерживать создание независимых государственных или региональных информационных центров;

- включать информацию об истории и философии важных школ мысли и традиционных религий в общую школьную программу;

- использовать нормальные процедуры уголовного и гражданского права против незаконной деятельности, осуществляемой этими группами;

- поддерживать создание неправительственных организаций для защиты жертв деструктивных религиозных движений.

И одновременно с этим предлагается предпринимать твердые шаги против любой дискриминации и маргинализации малочисленных групп и поощрять дух терпимости и понимания в отношении религиозных групп.

Ассамблея также заявила в Комитет Министров Совета Европы о необходимости создания европейской организации для наблюдения за группами религиозного, эзотерического или спиритистского толка, что значительно облегчило бы обмен информацией между соответствующими центрами государств, входящих в Ассамблею.

К началу 1998 года в Петербурге было официально зарегистрировано 352 религиозных организации разного толка. К концу 2000 года эта цифра изменилась: их стало 409. Кроме того, имееется некоторое количество организаций, действующих "вне закона", в частности, десять объединений сатанистов.

Более 500 специализированных Центров в разных странах мира оказывают помощь пострадавшим от деструктивных религиозных сект. У нас в России только два таких Центра (оба - в Москве). Наиболее известен тот, что расположен на Ордынке, 20.

Круг людей, которые непосредственно занимаются помощью семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, связанной с оккультно-мистической и религиозной деятельностью, в Санкт-Петербурге крайне узок. Большим опытом в этой области обладает председатель общественной организации "Комитет по защите семьи и личности" Валерия Рычкова. Она консультирует пострадавших в петербургском городском центре "Семья".

Центр имеет трехлетний опыт работы с людьми, которые обращаются по вопросам, так или иначе связанным с деструктивными религиозными организациями. В основном, консультации носят чисто информационный характер. Например: "Какие христиане собираются по воскресеньям в таком-то кинотеатре" или "Кто такие "Свидетели Иеговы?" или "Нам предложили на улице брошюру под названием… Стоит ли верить такой литературе?"

Условно всех заявителей специалисты Центра подразделяют на четыре категории. О первой мы уже сказали: человек пришел за консультацией. Вторая, посложнее, связана с ухудшением отношений, возникшим после того, как кто-то из членов семьи стал посещать религиозные собрания. В этих случаях специалисты центра по мере сил пытаются помочь откорректировать внутрисемейные отношения, оказать психологическую поддержку. При желании заявитель может не называть своего имени.

Заявления третьей категории сложности требуют от специалистов больших усилий. Это обращения родственников человека, попавшего в деструктивную религиозную группу, уже отчаявшихся справиться с проблемой своими силами и пытающихся найти союзников извне. Типичная ситуация третьей группы выглядит так:

И.П. обратился в Центр за помощью, обеспокоенный поведением жены, которая увлеклась оккультным учением. Вот краткая запись о проведенном собеседовании и достигнутом результате:

"Жена искала специалистов нетрадиционной медицины для лечения дочери, познакомилась с врачом.

- Что, ее, по-вашему, привлекло?

- Возможность участвовать в становлении нового духовного учения, овладеть навыками биоэнергетического лечения.

- Что, конкретно, вас беспокоит в ее поведении?

- Сильная психологическая зависимость жены от этого человека. Он ее даже бил, и она воспринимала это, как должное (как она объясняла, вводил в состояние транса).

- Ухудшилось ли материальное состояние семьи?

- Да. Каждый сеанс стоил денег.

- Какую помощь вы хотели бы получить?

- Каким-то образом "убрать" эту зависимость.

Резюме: Ситуацию удалось переломить. "Первую скрипку" при этом, по мнению специалистов, сыграл сам обратившийся в Центр мужчина".

Наиболее тяжелыми можно считать проблемы четвертой группы заявителей. Речь идет о ситуациях, которые практически не подлежат исправлению: они связаны с психическими заболеваниями людей, попавших в деструктивные религиозные группы, потерей материальных ценностей или суицидами. Например, Н.М. рассказала, что у ее сына после работы в некой общине сильно изменился характер, его мучают частые головные боли, появились приступы ярости. При встрече с молодым человеком специалисты Центра обратили внимание на явные признаки психической болезни: трудность в составлении фраз, затянутость речи. Удалось убедить его и родных обратиться за помощью в ПНД. После лечения ему была определена вторая группа инвалидности.

(Кстати, по поводу случаев, связанных с психическими расстройствами, мнения медиков зачастую диаметральны. Одни говорят и доказывают, что участие в религиозной группе не влияет на возникновение и течение заболевания. Другие - что именно воздействие религиозной группы приводит человека к серьезнейшим психическим расстройствам.)

В Центре подсчитали, что из десяти пострадавших от воздействия тоталитарных сект реально помочь удается примерно двум. В остальных случаях помощь ограничивается психологической поддержкой родственников адепта.


ПАМЯТКА РОДСТВЕННИКАМ

Специалисты городского Центра "Семья" разработали "Памятку родственникам", определяющую стиль поведения по отношению к члену семьи или родственнику, вступившему в религиозную группу. Среди основных положений этой Памятки - такие:

Постарайтесь как можно точнее "… узнать, к какой организации принадлежит посещаемая вашим близким группа, кто ее возглавляет, кем и когда она организована, зарегистрирована ли официально. При ответах типа: "Вы сами все скоро узнаете", "Мы вас так любим", "У Вас такой хороший сын (или дочь), его так любит Бог", насторожитесь! Скрытность - это основная черта деструктивной религиозной организации".

"Ни в коем случае не говорите Вашему близкому: "Ты попал в секту", ни в коем случае не принижайте людей, с которыми он в этой группе общается…"

"Не побуждайте его к агрессии. Ему в группе уже дана установка на "грязный мир", его "избранность", а возможно, и на "плохую энергетику" семьи. Будьте ненавязчивы и ласковы. Покажите, что Ваша любовь - это самое дорогое, что у него есть…"

"Не снабжайте Вашего родственника излишними средствами - они будут пожертвованы в группу. Постарайтесь проконтролировать его деньги, входящие в бюджет семьи (стипендия, зарплата)…"

"Попытайтесь найти единомышленников среди родственников людей, посещающих эту религиозную группу…"

"Если Вы забеспокоились только тогда, когда к вам была проявлена явная агрессия: произошло отторжение от семьи, родных, не бегите в панике к экстрасенсу. Вам может помочь только грамотный психолог или человек, разбирающийся в религиозных течениях и межличностных отношениях…"


ЗНАТЬ ЗАКОНЫ - ЕЩЕ НЕ ВСЕ…

Люди, пострадавшие от деструктивных религиозных движений в России, часто говорят о несовершенстве российского законодательства. Тем не менее, существует целый ряд законов, хотя бы декларативно противостоящих злу.

Нанесение вреда здоровью людей - как взрослых, так и детей, вовлеченных в секту, нарушают ст. 18 "Международного пакта о гражданских и политических правах", а также ст. 143 УК РФ и ст. 1,5 "Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений", а также принципа 2 "Декларации прав ребенка".

Пропаганда и агитация, возбуждающая ненависть и вражду к людям, не являющимся членами деструктивных религиозных движений противоречат ст. 29, 55 (п.3) Конституции РФ, а также ст.20 (п. 2) "Международного пакта о гражданских и политических правах".

Покушение на свободу выбора и независимость человеческой личности противоречат ст.2 "Декларации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений", ст. 1 "Всеобщей декларации прав человека", и, опять-таки, ст. 21 (п.1), ст. 29 (п.3) Конституции РФ.

Запрещение участвовать в выборах органов государственной власти и в управлении страной нарушает ст. 6 (п. 2) "Всеобщей декларации прав человека".

Запрещение образования как средства, направленного на развитие человеческой личности, уважение к правам и свободам человека, терпимости между религиозными группами противоречат ст. 26 (п.2) "Всеобщей декларации прав человека".

Нарушение прав и обязанностей родителей заниматься нравственным воспитанием и нести ответственность за судьбу своих детей - нарушения ст. 18 (п.4) "Международного пакта о гражданских и политических правах", принципов "Декларации прав ребенка", а также ст. 5 (п.1) "Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений".


ВЫХОД ОДИН: ЗАПРЕТ?

Другая петербургская общественная организация, занимающаяся сходными проблемами - Межрегиональный комитет спасения от тоталитарных сект. Она была образована 6 лет назад усилиями семей, которые сами столкнулись с этой, неведомой прежде, бедой. В настоящее время численность Комитета - 51 человек. Как рассказала его председатель Нинель Русских, эта общественная организация участвовала в подготовке четырнадцатой статьи Закона "О свободе совести и религиозных объединениях" и принятии Доктрины информационной безопасности России. "Признак, говорящий об опасности того или иного религиозного объединения, - говорит Нинель Русских, - противоправная деятельность, связанная с технологиями манипуляции сознанием, известными в мире, как контроль над сознанием, включающий в себя контроль информации, мышления, волевой и эмоциональной сферы - с целью получения выгоды. В Европе такие секты называют тоталитарными, а в США - деструктивными культами. Мы считаем, что в борьбе с ними эффективны только запретительные меры". Сейчас Комитет выступает истцом в двух судебных процессах, связанных с деятельностью "Церкви единой веры" (виссарионовцы) и "Церкви объединения" (мунисты), а также оказывает информационную поддержку прокуратуре в процессе против "Свидетелей Иеговы". В поле зрения Комитета находятся также саентологи, "Церковь Христа" (бостонское движение), "Брахма-Кумарис". Недавно, как рассказывает Нинель Русских, состоялась первая крупная победа борцов с тоталитарными сектами: 24 мая Верховный суд РФ запретил деятельность организации "Вузовская ассоциация по изучению принципа". Ее жертвами, по данным Комитета, нередко становились иногородние студенты петербургских вузов. Судебный процесс по деятельности этой секты был инициирован обращениями членов Комитета в прокуратуру и Управление юстиции Санкт-Петербурга.


КТО ИЗ НАС НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМ?

Не одно десятилетие занимается историей и проблемами деструктивных религиозных движений кандидат психологических наук Александр Скородумов. Вот его точка зрения на проблему: "Среди ученых, исследующих социально-психологические аспекты религиозного сектантства, нет единого мнения по поводу того, кто и почему попадает в эти организации. Одни полагают, что туда уходят люди, которые страдают психическими заболеваниями, другие настаивают на том, что деструктивное религиозное движение может пополнить любой человек, находящийся в определенной жизненной ситуации. Я склонен думать, что наиболее уязвимы и внушаемы люди, которые находятся в состоянии конфликта с ближайшим социальным окружением, одинокие, испытывающие сильное психологическое потрясение, потерявшие уверенность в собственных силах, испытывающие внутреннюю неудовлетворенность собой, своей жизнью, системой ценностных ориентаций и установок, то есть дезадаптанты… Впрочем, если в качестве независимых экспертов использовать журналистов, регулярно пишущих на эти темы, то можно утверждать, что большинство из них полагает, что НРД (новые религиозные движения) привлекают в свои ряды людей не более клинически опасных, чем члены других религиозных или политических движений".


Пчела #33 (май-июнь 2001)

 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"