Осколки Греции на берегах Невы

Елена Пудовкина


Влияние маленькой страны, лежащей по ту сторону Понта, и сегодня пронизывает всю мировую культуру, как свет давно погасшей звезды. У России же, помимо метафизической связи с Грецией (в таинстве крещения), всегда существовала и бытовая, соседская. С одной стороны - православная вера, сонм святых, древние боги и мифы, с другой - торговый путь "из варяг в греки" да запечатленные Далем пословицы и дразнилки: "На одного жида - два грека, на грека - два армянина, на одного армянина - два полтавских дворянина", "Коли грек на правду пошел, держи ухо востро", "грек соленый малосольный". Сегодня выходцев из страны Гомера и Аристотеля можно распознать среди остальных петербуржцев разве что по фамилиям, да иногда встречающимся отчествам: "Феофанович", "Феофилактович", "Харлампиевич".

По разным данным, греческое происхождение имеют от 2 до 2,5 тысяч жителей Петербурга и Ленинградской области. Председатель национального общества греков Санкт-Петербурга Харлампий Опочиди и его заместитель Иордан Кессидий называют себя понтийцами. Они, как и большинство членов общины, приехали в Петербург с черноморского побережья. Меньшинство (10%) представлено в основном "мариупольцами". Практически все петербургские греки обосновались на берегах Невы после войны. В конце 50-х к выходцам с Кавказа и Украины добавились политэмигранты, бежавшие из Греции в Ташкент после поражения в гражданской войне 1947-50 г.г. Мои собеседники, жившие до войны на Кавказе, говорят, что унаследовали от горцев гостеприимство, любовь к застолью. "В Греции тостов нет, - говорит Иордан Кессидий, - а мы без них уже не можем".

Поскольку приезжали греки из разных мест и поселялись в разных районах города, то знакомство с соотечественниками происходило в дни приезда греческих ансамблей и на спектаклях Афинского драматического театра. Общение продолжалось на совместных праздниках - и общеправославных, и национальных. В первую очередь это - день освобождения Греции от турецкого ига (25 марта) и день ОХИ - "Нет", сказанного греками Муссолини в 1940 году (28 октября).

Неофициальное землячество начало образовываться в 70-е годы, а общество греков Санкт-Петербурга было зарегистрировано в 1992 году, когда во Дворце культуры имени Кирова разместился Дом национальных культур. Как рассказывает Харлампий Опочиди, на национальные праздники, организуемые обществом, собирается 300-400 человек. Интерес к исторической родине и национальной культуре особенно сильно проявлялся в начале 90-х.

О жизни греческой диаспоры в 20-е - 50-е годы известно мало. Что касается более давних времен, то в Большой энциклопедии под редакцией Южакова, выходившей в конце ХIХ столетия, говорится, что "число всех греков в России по приблизительному подсчету около 80 тысяч". Век спустя численность российских греков мало изменилась. По данным Энциклопедии "Народы России", в 1989 году она составляла 91,7 тысячи человек.

Греческая церковь, освященная в память одного из самых почитаемых в Греции святых - Димитрия Солунского, была построена в 1866 году на Летней Конной площади на берегу (впоследствии засыпанного) Литовского канала. Говорят, что денег, собранных проживающими в Петербурге греками, на строительство не хватило. Тогда крупный питерский виноторговец, поручик Димитриус Бенардаки построил храм в честь своего святого покровителя на собственные средства, а общинные деньги были переданы русской миссии для строительства церкви в Афинах. Первыми прихожанами греческой церкви (как следует из справочного издания С.Шульца "Храмы Санкт-Петербурга") были постоянно проживающие в Петербурге деятели греческого освободительного движения, греческие эмигранты, купцы, торговцы, предприниматели. По данным председателя греческого общества, многие питерские греки - торговцы, хлебопеки, владельцы ресторанов - преуспевали во время НЭПа. Видимо они и составляли в то время общину греческой церкви. После революции богослужение в ней велось не только на греческом, но и на русском языке. В январе 1939 года церковь была закрыта и передана 2-му РЖУ Смольнинского района. В 1961 году ее снесли, и спустя несколько лет на освободившемся месте был построен концертный зал "Октябрьский". Это событие получило широкую известность, благодаря знаменитому стихотворению Иосифа Бродского:

"Теперь так мало греков в Ленинграде,
Что мы сломали Греческую церковь".

В 1962 году при раскопках фундамента был обнаружен гроб с мумифицированным телом. Основатель храма - Димитриус Бенардаки, он же - потомственный российский дворянин Димитрий Иванович, скончавшийся в 1870 году в Вистбадене, завещал похоронить его в Петербурге, а сердце отправить в Грецию, что и было выполнено.

Подавляющее большинство (более90%) проживающих в Петербурге греков считают себя верующими и заинтересованы в восстановлении разрушенной церкви и богослужении на греческом языке. Об этом говорится в социально-психологическом исследование греческой общины Санкт-Петербурга, которое провел кандидат исторических наук Николай Савваниди

Вот, некоторые результаты проведенного им опроса 46 петербургских греков.

Старшие члены общины в возрасте от 46 до 60 лет, как правило, происходят из семей, где оба родителя - греки, но сами они уже не соблюдали такой приверженности национальной чистоте, поэтому половина 15-45-летних - дети смешанных браков. Подавляющее большинство в обеих возрастных категориях все-таки осознает себя греками, но при этом почти все молодые греки считают возможным для себя брак с представителем другой национальности или религии.

Детство и юность многих представителей старшего поколения прошли в местах компактного греческого поселения, где родной язык был основным. Как вспоминает Иордан Кессидий: "нас с детства обучали родной истории, воспитывали, рассказывая мифы". Язык, на котором говорят понтийцы, наиболее близок к древнегреческому. Всего же среди людей старше 46 лет тем или иным наречием новогреческого владеют 56% опрошенных, в следующем поколении таких только 38%. В большинстве городских семей языком общения уже стал русский, половина опрошенных считает его родным.

"Сейчас наша национальная принадлежность не мешает жить, - говорит Харлампий Опочиди, - а когда национальная политика ужесточается, люди вынуждены приспосабливаться, начинается ассимиляция. Многие записывали детей на фамилию русской жены. Хотя в Петербурге массового выселения греков все-таки не было, а вот с Украины и Кавказа выселяли поголовно". Его слова подтверждает и опрос: у 80% петербургских греков был репрессирован кто-то из родственников.

Когда появилась возможность эмиграции, многие ею воспользовались. Из оставшихся в Петербурге пожилых греков 48% хотели бы уехать на историческую родину, но в целом большая часть опрошенных считает своей родиной Россию.

В числе россиян, в чьих жилах текла греческая кровь, мои собеседники назвали маршала Жукова и Сергея Королева, Куинджи и Вернадского, Юрия Андропова и Андрея Сахарова… "Греки внесли немалый вклад и в строительство Петербурга, и в историю российских побед, - говорит Иордан Кессидий, - чтобы в этом убедиться достаточно посетить военную галерею Эрмитажа. Если бы мы смогли выпустить книгу, посвященную выдающимся грекам Санкт-Петербурга, она, я уверен, стала бы прекрасным подарком к 300-летию города".

Контактные телефоны национального общества греков Санкт-Петербурга:

  • 299-18-60 (Харлампий Иванович Апачиди);
  • 127-11-70 (Иордан Харлампиевич Кессидий).


    Пчела #31 (январь-февраль 2001)

  •  



    Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

    © 1996-2013 Pchela

    Письмо в "Пчелу"