Феномен народа

Сергей Воробьёв


Самое последнее переживание прошлого века связано с НТВ - вдруг, посреди новогодних хохмочек "ментов" на экране появился диктор и возвестил, что сразу после "ментов" пойдет экстренный выпуск новостей. Руки сами потянулись к рюмкам, и за столом закипела дискуссия о том, почему это эта несчастная страна и Новый год без чего-нибудь экстренного встретить не может. Но вслед заставке "экстренного" выпуска на экране появились Путин с елочкой под Кремлем (или Кремль с Путиным под елкой, или Кремль с елкой под Путиным - уже не помню точно), и зазвучали какие-то новогодние слова, да еще душевная такая песня - и начался действительно Новый год и действительно праздник.

Наутро все прошловековое вспоминалось с трудом, кроме завораживающего - "предками данная мудрость народная нас от победы к победе ведет". Первая победа была одержана благодаря рассолу, и отдельные народные мудрости начали всплывать из глубин коллективного бессознательного. Но то ли рассолу было маловато, то ли еще почему, но всплывало все какое-то грустное: "с сильным не борись, с богатым не судись", "до бога высоко, до царя далеко", "как волка ни корми…". Потом в голову полезли анекдоты, а потом появилась иезуитская мысль - а на какую-такую мудрость народную, собственно говоря, намекали создатели данного гимно-литературного образа?

После, правда, выяснилось, что мудрость народная ни к каким победам не ведет, а просто славится, равно как и братский союз народов и свободное отечество. Но мысль про нее уже запала в душу, и захотелось понять - в чем же она, родимая, и о чем?

Лет пять назад "Час пик" напечатал результаты опроса петербуржцев об их взаимоотношениях с властью под броским, но адекватным заголовком "Властям Петербурга мнение горожан до лампочки". Как же обстоит дело теперь - это самое мнение народное власти по-прежнему до лампочки? Или уже до фонаря? Или, может, стало для слуг народных руководством к немедленнейшему исполнению?

Мы почти привыкли, что власть живет сама по себе. Своей богатой внутренней жизнью. А народ, который сам эту власть выбрал, отвечая на вопросы любопытных социологов, заявляет, что ей не очень-то доверяет и контролировать ее - власть - и не может. Зато на вопрос "Надеетесь ли Вы, что Владимир Путин сможет навести порядок, вывести страну из экономического кризиса, повысить уровень жизни, решить чеченскую проблему?" лихо отвечаем подавляющим большинством - "Верим!".

Твердят нам политики уже который месяц о "феномене Путина", а надо бы твердить о "феномене народа".

Потрясающе интересны итоги десятилетних исследований "Хомо советикус" - "человека советского", проводившиеся в течение десяти лет социологами ВЦИОМа под руководством Ю.Левады. Вот только пара срезов отношений власти и народа, государства и народа (данные приводятся в процентах от числа опрошенных):

Государство и мы
1989 1999
Наше государство дало нам все, никто не вправе требовать от него еще чего-то 5 1
Государство дает нам немало, но можно требовать и большего 10 6
Государство нам дает так мало, что мы ему ничем не обязаны 7 38
Наше государство сейчас в таком положении, что мы должны ему помочь, даже идя на какие-то жертвы 38 17
Мы должны стать свободными людьми и заставить государство служить нашим интересам 27 37
Другое 1 2
Положение человека в государстве.
Как вы считаете, Вы...
1999
Полноправный гражданин России, имеющий возможность влиять на власти через выборы, печать и др. 5
Человек, жизнь которого во всем зависит от власти, от государства 27
Человек, который живет, полагаясь во всем только на себя и не рассчитывая на государство. 57
Затрудняюсь ответить. 12

Как мы все изменились! Лет двадцать-тридцать назад все дружно пели "Раньше думай о Родине, а потом о себе…", кто сейчас споет такое? Мы стали действительно другими, теперь мы в большинстве своем считаем, что "ничем не обязаны государству" и хотим "стать свободными людьми".

Хорошо ли это? Правильно ли это? Нравится ли нам это? Да не надо задавать такие вопросы, потому что так стало. Так есть. Такие сейчас мы и такое у нас государство. Мы сами по себе, они, там, наверху, сами по себе. Это реальность. Но какой станет реальность нового, начавшегося с "нового" гимна, нового века? Реальностью демократического государства, рыночной экономики? Гражданским обществом, основанном на соблюдении законности и не отчуждении граждан от власти, или же странной игрой государства и граждан, лукавым пренебрежением взаимными обязанностями вовремя платить и зарплату, и налоги, исполнять законы, учитывать мнение и защищать интересы меньшинств - этнических, социальных, возрастных?

Гражданское общество для России - это как коммунизм, в котором никто не жил, никто о нем толком ничего не знает, но все хотят попробовать.

Взгляните еще раз на данные опроса (а особо любознательные могут заглянуть на сайт ВЦИОМа в Интернете) и скажите: вот Вы бы на месте Путина пошли бы с таким народом в разведку? Вот и Владимир Владимирович не очень стремится опираться на народ, все больше на своих уполномоченных, да на бывших сослуживцев.

А на своем месте народа, не заглядывая ни на какие сайты, сильно вы доверяете свое будущее своей власти? Вот то-то. Но, наверно, и правильно, что многие (без особой радости, впрочем) научились крутиться и выкручиваться и, если что хорошее случается, благодарить за это самих себя. И научились не давать себя пригибать и стреноживать, и жить своим умом и разумением.

И это нормальная трудная жизнь современного россиянина. Не очень простая, не очень приятная, но какая есть.

А самое обнадеживающее воспоминание прошлого века - сценка в автобусе. Звучный рык кондуктора: "А ну-ка всем! Взять билеты! Приготовить проездные! Дайте пройти! Кто зайцем едет - щас у меня выйдет!". И негромкая реплика молоденькой девчушки: "Всем стоять-бояться?! Не выйдет!"


Пчела #31 (январь-февраль 2001)

 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"