Школа на острове Бычий

Татьяна Кудрявцева


Однажды возле одной престижной экологической питерской школы я стала участницей следующей сцены. Группа подростков 12-13 лет увлеченно играла в ножички. Лезвие ножа втыкалось в ствол огромного тополя. В ответ на мое замечание ("Что же вы делаете!

Дереву больно - оно ведь живое!") все дружно рассмеялись, а один, воткнув нож в землю, ухмыльнулся: "Может, вы скажете, что и земля живая?"

Чему же и как учат в этой школе? Почему, вообще, у нас такое потребительское отношение к Природе - взять, использовать, покорить? Превратив Землю в ресурс, мы перестали быть ее частью. Мы и она. И она все стерпит…

Бесконечные разговоры о необходимости экологического образования. Разработка различных педагогических моделей, программ и стандартов. А что меняется? Льются сточные воды в реки, вырубаются леса, растут свалки. Что останется нашим внукам? А главное - какими будут они?

Детсадовские дети во время игры "В каком доме ты хочешь жить?" выбирают лесную избушку, где соседи - деревья, птицы, звери. Старшеклассники - жилье, в огромном промышленном городе с заводами, транспортом, театрами. Как и под воздействием чего происходит это изменение?

У Санкт-Петербургского ребенка - каменный дом, типовая школа, телевизор, компьютер. Хорошо, если в доме есть кошка или собака, а летом бабушкин огород с овощами и цветами, а рядом лес и речка. Но у всех ли есть? Вот и получается, что ПРИРОДА и РЕБЕНОК не встречаются, а раз они врозь, то и полюбить-то как?

Мы восторгаемся "умным" образованием": теоремы, задачи, параграфы наизусть, олимпиады. И в экологии плодим пособие за пособием, чтобы, мол, было ясно, что и как изучать. А когда я вывела как-то школьников на урок экологии на улицу - приобщиться к празднику осеннего листопада, - мне директор тут же замечание: "Это вам не физкультура". Как будто невдомек нам, что важнее научить человека видеть, слышать, чувствовать…

Николай Бердяев писал: "Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли". Чему же соответствует пейзаж души нашего питерского ребенка?

От всех этих вопросов становилось муторно и страшно. Хотелось что-то делать, что-то менять. Но что?

Идея родилась после знакомства со шведскими моделями природного образования. Представьте себе остров: деревья, цветы, поют соловьи, в траве, в почти не заметных вольерах прыгают кролики, гуляют ежик, нутрия, хорек. Их можно покормить, подержать на руках. А можно подняться на вышку и увидеть громадные пространства воды, чаек, уток или даже лебедей. Можно подняться на палубу настоящего судна и поработать в научно-исследовательской лаборатории. Хочешь понять, что такое река, - посмотри, как она движется, что на дне, кто в ней живет, теплая она или холодная, чистая или грязная. Послушай, потрогай, подержи в ладонях, вспомни, что на этих берегах происходило. Тут тебе и химия, и физика, и история с физкультурой!

Называется эта школа "Природная школа "Остров", а расположена она на маленьком острове Бычьем в дельте реки Невы, всего в 15-20 минутах от цивилизации, то бишь станции метро "Крестовский остров".

Главная цель этой школы - встреча! Встреча РЕБЕНКА с ПРИРОДОЙ. Такая, чтобы еще раз захотелось увидеть, а потом и понять, и полюбить, и воссоединиться.

Создается эта школа при Эколого-Биологическом центре "Биотоп" Петроградского дома детского творчества.

Участвуют в этом много хороших людей и организаций. В частности, общественная организация "Прозрачные воды Невы", ее международный координатор Мерилен Барден, руководитель яхт-клуба Морского Технического Университета Константин Немчинов, Фонд Гагарина, Ротари клуб "Белые Ночи".

Кроме того, заинтересованность в проекте высказали административные и образовательные структуры района и города.

Мы надеемся создать модель детской организации, которая поможет восполнить недостаток общения детей большого города с живой природой через непосредственный контакт с животными, растениями, водой, почвой.

В настоящее время Природная школа принимает детей лишь по выходным и праздничным дням, но регулярное финансирование позволит сделать ее постоянно действующей.

Приглашаем к сотрудничеству всех желающих. (Контактный телефон: 233-9296). Мы верим, что работа Природной школы будет способствовать изменению мировоззрения подрастающего поколения в сторону бережного и разумного отношения ко всему ЖИВОМУ на Земле.


Пчела #31 (январь-февраль 2001)

 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"