Цветы перекати-поле

Гуля Королева


Наверно, ни один этнос в мире не известен так широко, и не изучен так мало как цыгане. Закрытость от чужого взгляда, по-видимому, была залогом "устойчивости" (если подобное выражение вообще уместно по отношению к этим вечным путешественникам), залогом этнического выживания. Парадоксальным образом закрытость сочеталась с удивительной готовностью принимать чужое: элементы чужого языка, чужую религию. Где именно проходит граница того круга, куда доступ извне закрыт, где сосредоточены те ценности, поступиться которыми для цыгана равносильно смерти, и что это за ценности? - ответы на эти вопросы, похоже, мало кого волнуют и мало кому известны. К сожалению, в данной статье соответствующего внятного ответа тоже нет, но надеемся, что она, тем не менее, будет небезынтересна читателям.

"Цыгане открыты для любой культуры. Они могут расти на любой почве. Они - цветы мира!"

Тамара Череповская, хореограф,
председатель женсовета и вицепрезидент
МОО "Цыганская община"


РОМА и ГАДЖО

Народ, который у нас в России называют цыганами (в Великобритании - Gypsies ("египтяне"), в Испании - Gitanos, в Венгрии - Cigany-Pharao nepek ("фараоново племя"), в Голландии - Heidens ("язычники"), в Финляндии - Мustalainen ("чёрные")), сам себя называет "рома", (в единственном числе - "ром" и "ромны"). Лексически они противопоставляют себя всем остальным - "не цыганам" ("гаджо") и "начальникам" ("рая").

Цыгане всего мира, а их численность по разным оценкам, составляет от 6 до 10 млн. человек, делятся на 16 этнических групп - русские цыгане, румынские (кэлдэрары), венгерские (лувари), влахи, мануши и так далее. Они проживают во многих странах, даже в Китае. Вот только в Японии их почему-то нет. В Восточной Европе больше всего цыган в Венгрии (400 тыс. человек) и Словакии (300 тыс.человек). В любом государстве рома ведут приблизительно одинаковый образ жизни и соблюдают схожие традиции.

Фото: Сергей Королев

Долгое время цыганский язык рассматривался в Европе как искусственный язык, который якобы выдуман лишь затем, чтобы изолироваться от окружающей среды с целью скрывать свои не всегда легальные занятия. Даже в научных кругах бытовало мнение, что это - не язык национальности, а язык преступной профессии - арго.

Однако в сороковых годах прошлого столетия немецкий филолог А.Ф.Потт убедительно показал, что цыганский язык настолько близок к древнему языку Индии - санскриту и современному языку - хинди, что факты заставляют отнести его к индоарийской группе.

В настоящее время ученые придерживаются мнения, что предки цыган покинули Индию, по-видимому, в конце первого тысячелетия нашей эры. Первоначально они осели в Передней Азии (на территории современного Ирана) и в Египте, а также на восточных окраинах Византийской империи. В начале второго тысячелетия - продвинулись на Балканский полуостров. В начале XV-XVI вв. цыгане расселились по Европе (где первоначально принимались за выходцев из Египта), позднее - по Северной Африке, в XIX веке добрались до Северной и Южной Америки и Австралии. Относительно доброжелательное отношение к цыганам в Европе быстро сменилось преследованиями их как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством. Цыган объявляли вне закона, высылали за пределы государств. Убийство цыгана в некоторые периоды истории не считалось в Европе преступлением.

В 1834 году на территории Европейской России насчитывалось 48.247 цыган, большая часть которых проживала в Бессарабии и Новороссии (из собственно русских губерний выделялась Воронежская - 2.586 чел., Курская - 1.200 человек и Московская - 1.200 человек. По переписи 1897 г. на территории Российской Империи обитало 44.600 цыган. Перепись 1926 года насчитывает на территории РСФСР 40.943 цыгана, перепись 1959 -72.488, 1970 - 97.955, 1979 - 121.000. По данным переписи 1989 года в РСФСР проживало 152.939 цыган (это 58.37% всех цыган СССР). Из них 85,7% считали родным - язык своей национальности, 12,56% - русский, 1,65% - другие языки.

"РОССИЙСКИЕ" ЦЫГАНЕ

Первое упоминание о цыганах на территории будущей Российской империи относится к началу XVI века и фиксирует их пребывание на территории Литовско-белорусского государства. Позднее происходит миграция цыган из Польши на северо-запад Украины и из Молдовы и Валахии на южную Украину. Рукописный Азбуковник XVII века гласит "Цыгане есть люди в Польше, а поидоша от немец, на татьбу и на всякое зло хитры".

Появление цыган на территории северной и центральной России документально подтверждается, начиная с XVIII века. К середине XIX века они осваивают всю территорию России, включая Сибирь. С 60-х годов XIX начинается проникновение в Россию новой миграционной волны цыган из Придунайских княжеств и Трансильвании.

Традиционно выделяют две основные группы "российских" цыган. Одни - говорящие на севернорусском диалекте цыганского языка, принадлежащем к балтийской диалектной группе, другие - носители диалекта украинской группы. Именно носителей севернорусского диалекта называют обычно русскими (или балтийскими) цыганами.

В старых сенатских актах сохранилось указание, что в 1733 году цыганам, явившимся в Петербург, было разрешено поселиться в его окрестностях и торговать лошадьми.

В книге М.И.Пыляева "Старый Петербург", изданной в 80-х годах XIX века, содержится следующий пассаж о цыганах: "Цыганское хоровое пение стало входить у нас в моду во времена Екатерины II; первые цыгане-певцы выписаны были чесменским героем, графом А.Г.Орловым, из Молдавии.<…>. Цыгане, живущие в Москве и Петербурге, представляют отдельное, исключительное явление в цыганском мире, они давно уже приобрели себе место в гражданском обществе.<…> В Петербурге цыган селится на Песках, на Черной речке, в Москве живет он в Грузинах; в комнатах у него, когда вы войдете, вас поразит какая-то пустота, <…>, два-три стула, стол-калека, деревянная большая кровать со множеством подушек, пуховиков, несколько грязных ребятишек в запачканных рубашках - вот и весь его домашний скарб".

По словам Пыляева, более славились именно хоры московских цыган, хотя "в конце семидесятых годов в Петербурге явилась Пиша, с замечательным контральто, при типичной цыганской красоте; пение ея отличалось весьма своеобразной щеголеватостью фразировки. Эта певица пела в хоре известного цыганского композитора Родиона Аркадьевича Калабина, в "Ташкенте". Она вскоре сошла со сцены, выйдя замуж за помещика".


ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ

Вплоть до середины XX века российские цыгане сохраняли в основном кочевой или полукочевой (проживание зимой в домах и кочевание летом) образ жизни. Поскольку цыгане, как правило, принимают религию страны обитания, соответственно, российские цыгане являлись православными. Однако, по мнению ученых, "их верования представляют собою причудливую смесь поверхностно усвоенных христианских представлений (большое внимание к иконам, частые обращения к православным святым) и некоторых, по-видимому, исконно цыганских мифологических идей (в частности, связь природных явлений с обожествляемой мужской силой)" (А.Ю.Русаков, неопубл.статья). Российские цыгане практически не занимаются ремеслами и четко разделяют мужские и женские традиционные занятия. К первым относятся, главным образом, занятия связанные с лошадьми. Женщины занимаются нищенством и попрошайничеством, а также ворожбой и гаданием. Советский цыгановед А.П.Баранников придерживался мнения, что навыки к ворожбе и гаданию вынесены цыганами из Византии. Общими для мужчин и женщин являются занятия, связанные с музыкой, песнями, танцами.

Как и в других европейских странах, в России делались попытки посадить цыган на землю, приписывая их к казенным или частным крепостным крестьянам или позволяя вступать в мещанское сословье. Особого размаха эти достаточно жесткие меры (сопровождавшиеся, в частности, отнятием у цыган их детей) достигали при Николае I. После Октябрьского переворота цыгане довольно скоро попадают в поле зрения новых властей.

В 1926-1932 гг. был принят ряд постановлений партии и правительства, направленных на приобщение цыган к оседлой жизни. Однако проходило оно малоуспешно. В отчете одного из собраний, состоявшихся тогда в окрестностях Ленинграда и посвященном переходу к оседлости, о кочевых цыганах говорится: "Темный народ! Они нас оседлых не любят. Когда мы их зовем на землю, они не верят, смеются, некоторые кричат: "Собаке сено дать хотят" (цит.: А.П.Баранников. Цыганы СССР.Краткий историко-этнографический очерк.М.:Центриздат,1931.- 88с.). Тем не менее, энное количество цыганских колхозов было в те годы создано, и некоторые из них даже просуществовали до самого начала войны.

Примерно на эти же годы пришлась активная культуртрегерская деятельность советской власти по отношению к цыганам: была разработана система цыганской письменности, издан ряд учебников и книг на цыганском языке, открыт театр "Ромэн", создано несколько образовательных учреждений для цыган (в частности, цыганское отделение педагогического техникума). Однако к концу 30-х годов национальная политика партии изменилась, и вся эта работа была резко свернута, так и не оказав существенного влияния на основную массу цыганского населения России.


ГЕНОЦИД

Как мы уже говорили, недоброжелательное отношение к цыганам существовало в Европе задолго до нацистов. Но последние довели его до "логического конца".

В 1937 г. на базе Национального института здоровья была создана специальная кафедра, которую возглавил психиатр Роберт Риттер. Предполагалось, что кафедра будет заниматься рассмотрением статуса каждого цыгана - жителя Германии. В то время в Германии и в Австрии их насчитывалось около 30 тыс. человек.

Базовая идея была следующей. Небольшую группу беженцев из Индии, от которой и произошли цыгане, составляли истинные индийцы, то есть арии. В последующие века они ассимилировались с криминальными элементами, проживавшими по всей Европе. Так что современные цыгане являются потомками криминальных элементов. Настоящих цыган, истинных потомков ариев, очень и очень немного, и именно их необходимо спасти. Остальные должны пройти стерилизацию и быть помещены в концлагеря, что и было сделано нацистами.

В 1943 г. немецкие цыгане (около 20 тыс.) были отправлены в Освенцим. Там они умерли от голода, болезней или погибли в газовой камере. Однако шесть семей так называемых истинных цыган были спасены. Цыгане, проживавшие на оккупированных немцами территориях, также подверглись массовому уничтожению. Общее число погибших по приблизительным оценкам составляет полмиллиона человек.

В мае 2000 года Санкт-Петербургским обществом "Мемориал" и газетой "Тум-балалайка" был проведен семинар "Преследования цыган в прошлом и настоящем". Мы отсылаем заинтересовавшихся этой трагической темой читателей к "Тум-балалайке" №15/16, где опубликованы материалы майского семинара.


ДВА ПУТИ

В послевоенной Европе можно выделить два пути развития цыганского этноса.

Один вел к формированию слоя образованных цыган, по сути уже находящихся вне рамок традиционного общества, но, тем не менее, озабоченных проблемой сохранения цыганской культуры, цыганского языка, цыганской самобытности и активно рефлектирующих по этому поводу. В этом русле можно, например, упомянуть созданный в 1971 году Всемирный конгресс цыган или Федеральную национально-культурную цыганскую автономию, зарегистрированную Минюстом РФ в марте 2000 года. Другой - позволял цыганским сообществам сохранять традиционные ценности, достаточно широко при этом используя блага цивилизации. Яркий пример - цыгане в Скандинавии, кочующие на "вольво", но придерживающиеся все тех же освященных временем законов.

У российских цыган обе эти тенденции развития также просматриваются, но пресловутый "особый путь России", как пробитая БТР колея, отпечатался поперек и явно доминирует в сегодняшнем пейзаже.

На территории Северо-Западного региона в настоящее время (по неофициальным данным) проживает приблизительно 48 тысяч цыган. По данным исследования, проведенного МРОО "Цыганская община" в 2000 году в Псковской области, там проживает 6 тысяч цыганских семей, что составляет, согласно спискам 18,5 тысяч человек. 84% из них прозябают в нищете. Более 57 % цыганских детей не имеют свидетельства о рождении.

(Данные предоставлены председателем МРОО "Цыганская община" Николаем Самулевичем).

Впрочем, вернемся чуть-чуть назад.

Сильный удар кочевому образу жизни цыган был нанесен в октябре 1956 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". По этому указу десятки тысяч цыган были вынуждены выбрать постоянное место жительства (зачастую им становилось место, где указ застиг кочевавший табор). Тем самым, таборная жизнь в ее "классической форме" была на территории России прекращена. Вряд ли это положительным образом сказалось на жизни народа, который по аналогии с "народом Книги", может быть назван "народом Кочевья".


ЦЫГАНСКАЯ ОБЩИНА

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге и Ленинградской области существует несколько мест компактного проживания цыган. Больше всего цыган проживает в Гатчинском районе. Своеобразными цыганскими центрами являются Бернгардовка, Володарка, Вырица, Горелово, Красное Село, Поповка, Стрельна и некоторые другие населенные пункты. (Говорят, в Поповке даже есть цыганский ипподром)

По мнению Николая Ивановича Самулевича, президента межрегиональной общественной организации "Цыганская община, основные проблемы цыганского населения Северо-Запада следующие: безграмотность; нищета (около 90% семей живут по "ту сторону" черты бедности); безработица ("люди лишены возможности заниматься исконными цыганскими промыслами").

Все это вместе создает порочный круг, мешающий успешной социальной адаптации цыган (у многих цыганских детей даже нет свидетельств о рождении, матери не получают детских пособий, старики - пенсий и прочее).

5-6 октября с.г. в Москве проходил Международный круглый стол Совета Европы по проблемам социально-экономического положения цыган в России. На нем присутствовали руководители цыганских общин из Англии, Финляндии, Франции, Швеции и других стран. В работе круглого стола принимал участие председатель Всемирного конгресса цыган Эмил Шука. Н.И. Самулевич выступил там с рассказом о бедственном положении русских цыган.

"Самыми активными этническими группировками России являются грузинская, чеченская, азербайджанская, татарская, армянская, курдская, цыганская. <...> Цыганские преступные группировки являются традиционными перевозчиками наркотиков и организаторами продажи наркотических средств. Большое количество цыганских общин (таборов), хорошо налаженная связь между их лидерами, крайне затруднительная работа по контролю за этими группами (ввиду их высокой мобильности) обусловливает их высокую криминогенность".

Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление/ Научное издание.-СПб.: Алтейя, 2000.- С.173-175.

Выход из сложившейся ситуации Николай Иванович видит, во-первых, во внедрении в местах компактного проживания цыган института цыганских уполномоченных (выборных), во-вторых, в создании режима благоприятствия для цыган, желающих заниматься скотоводством.

Он считает, что цыгане подвергаются расовой дискриминации при устройстве на работу, а также со стороны милиции и средств массовой информации.

Действительно, большая часть публикаций, касающихся цыганской проблематики, пестрит "жареными" фактами типа упоминаний табора из Закарпатья, члены которого "обокрали в Санкт-Петербурге японского консула, а в Москве генерала бундесвера", или утверждений, что в Санкт-Петербурге "наркобизнесом заняты три крупных цыганских рода" ("Огонек" №14, 1995).

СВЕТЛЫЕ ПЯТНА

Впрочем, не все так безнадежно.

Например, в школе №462 , расположенной в поселке Александровская, уже много лет существует цыганский хор, а последние два года начал работать кружок цыганской культуры. Среди учеников школы заметное число ребят из семей русских и молдавских цыган, оседло проживающих в поселке. Директор школы Маргарита Васильевна Маршинникова (она работает в школе уже 18 лет) говорит, что поначалу понадобилось много усилий, чтобы цыганские ребята стали ходить в школу, причем не просто отбывать время, а действительно получать нормальное среднее образование - "и по домам ходила, и конфликты из-за бурного темперамента учеников и родителей улаживала". Сейчас в школе учится уже следующее поколение цыганских детей.

А, например, общественная организация "ЭМОС" взяла на себя благородный труд разработать программу медико-социальной помощи цыганским семьям и готова принять активное участие в ее реализации.

Так что будем надеяться, что совместными усилиями удастся и в российских условиях решить одну из самых трудных, на наш взгляд, проблем: с одной стороны, добиться достаточно высокого уровня социальной адаптации цыганского населения, с другой, дать им возможность сохранить свою этническую самобытность.

Не надо забывать, что, если за другими национальными меньшинствами Санкт-Петербурга маячит та или иная "государственность", оказывающая им соответствующую поддержку, цыганам, в этом смысле, рассчитывать не на кого.



Пчела #30 (ноябрь-декабрь 2000)


 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"