МСУ, как и Церковь, отделено от государства

Сергей Воробьев


Главное, что знают, наверно, все избиратели Санкт-Петербурга об органах местного самоуправления - то, что их в Петербурге очень много. Целых 111 муниципальных образований. Как это получилось - дело давнее,но все же, придется вспомнить, что в 1996-м году, когда депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга обсуждали соответствующий закон, который определял "нарезку" города на муниципальные округа, их (округов) предполагалось сделать чуть больше двух десятков - по числу районов города. Но... перед решающим голосованием представители губернатора сумели "убедить" часть депутатского корпуса в том, что такая схема административно-территориального устройства чревата многими неприятностями. То ли для горожан, то ли для администрации, то ли для самих депутатов - неизвестно. Но муниципальных округов стало 111. Для нас важно то, что инициаторами и активными сторонниками именно такой схемы была городская администрация. Законодатели (во всяком случае большинство из них) с этим согласились. А мнение самих горожан оказалось "за кадром".


МСУ ПО-ПИТЕРСКИ

Одновременно с определением количества муниципалитетов шла активная работа по определению их полномочий. По федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (а точнее в соответствии с поправкой к нему, которую обычно называют поправкой Лужкова-Шишлова - это депутаты Государственной Думы, которые ее подготовили) предметы ведения органов местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге определяют представительные органы государственной власти этих двух субъектов РФ. И для Петербурга перечень предметов ведения оказался значительно короче, чем это предписывалось федеральным законом для, скажем, Твери, Рязани или Белоострову. Урезанной в муниципалитетах нашего города оказалась и финансовая база органов местного самоуправления. В администрации определили нормативы минимальной бюджетной обеспеченности для урезанного перечня предметов ведения муниципальных образований и через городской бюджет средства стали попадать к муниципальным депутатам.

Такая схема финансовых потоков, отчасти, была оправданна - ведь налоговые службы у нас существуют в районах, а создавать свои инспекции, свои налоговые полиции еще и в каждом из 111 муниципальных образований - никаких местных налогов не хватит. Вроде бы экономия. Но с другой стороны права устанавливать ставки местных налогов, давать льготы по налогам - этого муниципальная власть оказалось лишена.

Все знают о том, что в России есть регионы-доноры, которые через федеральный бюджет "подкармливают" остальные - дотационные, так и среди муниципальных образований есть такие, где имеется масса налогоплательщиков (и эти муниципалитеты имеют средств больше), и другие - муниципалитеты в спальных районах или пригородах, которые живут практически только на то, что им положено "по минимуму".

Органы местного самоуправления состоят не только из депутатов (представительная муниципальная власть), но и из местной администрации - власти исполнительной. То есть кроме 10-20 народных избранников мы получили еще десяток-другой чиновников. И всем, кстати, нужна зарплата. Депутаты ведь тратят на свои депутатские обязанности время и силы - значит им нужно эти затраты компенсировать...

  

Границы муниципальных образований
в черте города


Особенностью питерского местного самоуправления является и то, что органы МСУ в Санкт-Петербурге практически лишены собственности. Только в 2000-м году был принят закон о порядке передаче городской собственности муниципалитетам. А сама передача еще даже не начиналась.

После всего сказанного вам должно быть ясно, какие материальные и финансовые возможности у муниципального депутатского корпуса на выполнение своих предвыборных обещаний. Практически минимальные. И в завершение описания особенностей системы МСУ в Санкт-Петербурге, надо добавить, что опыта работы у большинства депутатов было явно недостаточно и достаточно много времени ушло на определение своей структуры, распределение постов, зарплат, самообучение...


НОВЫЙ РУБЕЖ

Так пролетели два года после выборов. И вот в 2000-м году настало время переизбираться. Федеральной законодательство позволяло продлить срок полномочий и совместить их с выборами президента, которые, как все ожидали, должны были пройти в июне 2000 года. Но поскольку Ельцин ушел досрочно, то в результате мы выбирали 26 марта и Президента, и муниципальных депутатов. Путину повезло - его выбрали сразу, а вот большинство муниципалов "пролетело". Избиратели дружно голосовали "против всех" и выборы признавались несостоявшимися. Часть муниципальных советов проводила выборы 14 мая, совместив их с выборами губернатора - и тоже неудачно для себя. Повторные выборы прошли 26 июня и, наконец-то, состоялись. При этом стоит отметить, что явка избирателей составляла на отдельных участках 5-7 %, где-то чуть больше, а где-то даже меньше. То есть для того чтобы стать депутатом муниципального совета достаточно было "обаять", "окучить", "облагодетельствовать, "убедить" (выберите сами любое определение, всего несколько сот человек. Некоторые кандидаты стали депутатами получив в свою поддержку чуть больше сотни голосов! Представляете, насколько близка, актуальна, важна идея местного самоуправления для жителей города?! И чего стоят после таких результатов голосования публицистические заявления о "близости к избирателям" наших муниципалитетов, о местном самоуправлении как "гарантии народовластия" и прочие?

Но какие-никакие выборы прошли и почти во всех муниципальных образованиях к осени 2000 года муниципальные советы оказались сформированными и готовыми к работе на благо горожан. Будет ли это благо благом, оценят ли именно так деятельность вновь избранных депутатов горожане - не будем гадать. Работа только началась. Но в Санкт-Петербурге по-прежнему осталось 111 муниципальных образований, по-прежнему урезан перечень их предметов ведения, по-прежнему у них нет собственности, по-прежнему депутаты должны сначала распределить посты, зарплату, научиться работать... В системе органов МСУ в Санкт-Петербурге, таким образом, практически мало что за прошедшие два года изменилось. Разве что срок полномочий нынешних депутатов составляет не два, а четыре года.

Не хотелось бы упрекать нашу исполнительную и законодательную власть в том, что они создали местное самоуправление в Санкт-Петербурге как некоего уродца, который рожден ползать, но ни в коем случае не летать и даже не ходить. Он рожден и всеми нами, избирателями, которые устали, равнодушны, нетребовательны, некомпетентны и просто доверчивы и ленивы (во всяком случае в том, что касается политической жизни).

Роковое для муниципальной власти совмещение даты выборов дало повод и возможность высказать нам все то, что копилось в течение двух лет - наше отношение к местной веточке власти, которая все это время о нас не очень-то заботилась, не вспоминала, не уважала, не спрашивала нашего мнения о своей работе - то есть просто о большинстве из нас забыла.

Справедливости ради стоит отметить, что низкая явка на выборы - это результат не только отношения к органам МСУ. Во многих странах явка на президентских и парламентских выборах постоянно выше, чем на выборах в местные органы власти. И это, вероятно, нормально. Ведь как люди смотрят на власть? Как на защитника, спасителя, "установителя" норм экономической жизни, средство решения своих избирательских проблем. И все понимают, что от верховной власти зависит гораздо больше, чем от власти местной. Но в России дело еще и в низком уровне доверия к власти вообще. И еще в нашей низкой информированности о правах и обязанностях тех или иных органов власти. В советские времена над системой советов были аж две надстройки, куда можно было пожаловаться - КПСС и КНК (Комитет Народного Контроля - это напоминаю для молодых читателей), которые все контролировали, проверяли и иногда наказывали. А кому сейчас можно пожаловаться на депутата? Другому депутату? Так у него свой округ, свои избиратели. Президенту? Так он вона где - в Кремле, далеко от нас. В газету? Так рубрика "по письмам читателей меры приняты" практически везде закрыта. И получается, что мы можем воздействовать на нашу власть только в тот единственный раз за несколько лет, когда мы эту власть выбираем. И этот день определяет нашу единственную ошибку или удачу. Но ведь мы можем и между выборами потеребить нашу власть. Попросить у нее отчета или хотя бы информации о ее работе. И напомнить этой самой власти, что нам не все равно, чем она там занимается. Придет день выборов и мы ей все припомним - и ее успехи и ее просчеты.


КАПЕЛЬКА НАДЕЖДЫ

Так все же, смогут ли наши муниципальные советы сделать что-то полезное для избирателей, причем не для одного-двух, а для многих? Если мы посмотрим предметы ведения органов МСУ, то увидим среди них, например, такие:

- ремонт и озеленение придомовых и внутридворовых территорий;
- создание условий для обеспечения населения муниципального образования услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- содержание муниципальной информационной службы;
- содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, переданных в муниципальную собственность законами Санкт-Петербурга;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного и основного общего образования, учреждений социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения;
- организация и содержание за счет средств местных бюджетов муниципальных органов охраны общественного порядка;
- обеспечение предоставления социальных услуг населению муниципального образования за счет средств местных бюджетов;
- содействие занятости населения муниципального образования за счет средств местных бюджетов;
- обеспечение санитарного благополучия населения муниципального образования, осуществление мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования.

Для муниципальных образований, расположеных в пригородах города в числе предметов ведения есть еще и утверждение адресных программ размещения объекктов розничной торговли, создание условий для жилищного и социального культурного строительства, осуществление контроля за соблюдением законодательства о розничной торговле, создание парковок и автостоянок, благоустройство и озеленение территории муниципального образования.

Для того, чтобы решать некоторые "бытовые" вопросы в масштабах наших микрорайонов, кварталов и даже отдельных домов - в сфере благоустройства, чистоты, создания спортивных и игровых детских площадок и многих других "мелочей" повседневной жизни полномочия у муниципальных советов есть. А где им взять деньги, особенно, если учесть все сказанное в начале этой статьи? Так ведь наши органы МСУ могут выступать учредителями муниципальных предприятий, которые как и любые ООО или АО могут зарабатывать деньги всеми возможными законными способами. Муниципалитеты могут и взаимодействать с коммерсантами, разумеется, если это взаимодействие будет ощущаться не узким кругом муниципальных активистов, а широкими кругами муниципальных жителей. И это так просто! Займитесь, ребята, коммерцией и пустите прибыль на решение проблем жителей. И ведь некоторые муниципалитеты так и поступают. И, наверно, именно их и избирают снова.

И еще, если говорить о проблемах отношений муниципальной власти и жителей, то органы МСУ вправе разрабатывать вместе с жителями планы и программы развития муниципального образования. И если это делается действительно вместе с жителями, то жители руками и ногами, а уж бюллетенями точно будут "за" свою местную власть. И, конечно, для того, чтобы не обмануть доверие избирателей, пусть даже таких немногочисленных муниципальной власти надо взять не только в свой лексикон, но и в практику работы такое понятие, как "прозрачность бюджета". Несколько лет назад бюджет Санкт-Петербурга выглядел тоненькой книжечкой из нескольких десятков страниц. А сейчас - это несколько увесистых томов, закглянув в которые можно увидеть сколько средств предполагается потратить на ту или иную школу, поликлинику, конкурс или приобретение канцелярских товаров в том или ином ведомстве. Траты денег стало можно проследить и реально проконтролировать, и это правильно. А вот в отношении муниципальных бюджетов не только у избирателей, но порой и у депутатов муниципальных советов такой ясности нет. И пока она не появится - мы не сможем надеяться на то, что вновь избранная местная власть будет работать для нас с вами, а не для себя.

Выборы прошли, депутаты начали работать. Прогнозировать их эффективность - дело неблагодарное. Будем ждать и немного надеяться, что наш неопущенный в урну бюллетень не сырыграет с нами злую шутку.



Пчела #28-29 (сентябрь-октябрь 2000)


 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"