АВТОСТОП - НАУКА, ИСКУССТВО, ИДЕОЛОГИЯ

Елизавета Павлова


С чем у обывателя ассоциируется автостоп? С рекламой "Фанты" ("Ехали мы с Максом...")? С излюбленным способом передвижения юных искателей приключений на Западе? С немытостью и безденежьем российских "хиппи"?

Нет, господа, автостоп нынче - это не только покорение дорог при полном отсутствии денег. Нынче это - обширное и организованное движение, включающее в себя несколько самобытных течений. Это вид спорта и образ жизни, это победа над расстояниями, возможность посмотреть мир и способ самоутверждения. Вот что пишет о современном автостопе его корифей Фил Леонтьев (гендиректор команды Ультра-Автостоп):

"Высокая технология автостопа способна перенести путешественника в кратчайшее время в другой конец планеты. Не только автомобили, но и все, что движется, - локомотивы, морские и воздушные суда - находятся в сфере внимания современных автостопщиков. Теоретический курс подготовки "молодого бойца" занимает от 6-ти месяцев. Стратегия позволит тебе рассчитать чуть ли не по минутам время прибытия за тысячи километров. Тактика позволит выбрать лучшее место для голосования. Техника голосования в любых условиях днем и ночью, на суперскоростном автобане и зимнике. Психология - ты найдешь общий язык и с богом, и с сатаной: новый русский, физик-ядерщик, наемный убийца, крестьянин, результат один - взаимное удовольствие от общения. Самое современное специальное и туристическое снаряжение должно создать комфорт и в ураган, и рядом с перегретым мотором. Медицинская подготовка - твой страховой полис. География - ты должен уметь читать как пачку беломора, так и аэронавигационную карту или спутниковый снимок. Питание, языковая подготовка. "Визовая война" - ни у одного консула не должно остаться шансов отказать тебе в визе..."

Правда, не похоже, что сегодняшний автостопщик - жалкий проситель с поднятой рукой на краю дороги?

ТЮЛЕНИ И ВОЛОСАТИКИ

Автостоп, как известно - это передвижение на попутных машинах и практиковаться может любой "безлошадной" личностью на любой трассе. Только большинство граждан находится в плену ложного представления о том, что "это все только за деньги". О нет! Все лучшее в жизни (включая саму жизнь) дается нам случайно и бесплатно.

Автостопщики-профессионалы окрестили доморощенных коллег "тюленями" - за медлительность передвижения и за нежелание учиться "научным методам" стопа.

Другие "непрофессионалы" - это так называемые "волосатые" (хиппи). Трасса - часть идеологии и жизни хиппи. В картину мира, где "занимаются любовью, а не войной", органично вплетаются дальние путешествия, часто и без определенной цели, и без намека на подготовку. Хотя, в отличие от путешествующих на недальние расстояния мест катаются довольно далеко по стране, как следствие, пользуются картами автодорог, на сленге - "стопника. (Летом на русско-украинской границе мы познакомились с парой "волосатых". из Питера, она из Москвы. Едут Венгрию, на мировой фестиваль хиппи ilnbow". Денег в совокупности - $1 на двоих. Из вещей - только то, что на себе, а ночью уже холодает. Продуктов: с собой нет вообще. При этом она вегетарианка, предложенные нами пики с мясом отвергла: "Зверей хавать нехорошо". Наши пути впоследствии разошлись: мы уехали, а они "зависли". Но я верю, что они доехали: мир изначально добр!) ,

Именно хипповские путешествия связаны с почти полным отсутствием денег. И еще - Дорога. "Из Москвы в Нагасаки, из Нью-Йорка - на Марс!". "Твой дом - там, где ты сам". "Твоя машина без тебя не уйдет". "All you need is love".

Спортивные автостопщики относятся волосатикам" с легким пренебрежением якобы не брезгуют выпрашивать пожрать и покурить у водителей, не перебарщивают с личной гигиеной, поскольку, дескать, не моются и не стригутся, и т.п. Кроме того, по меркам спортивного автостопа, хиппи ездят ужасно медленно: преодолеть в сутки 600-1000 км м ни при каких обстоятельствах не под Хиппи и не возражают: не это Дороге главное. В свою очередь "Бродяги Дхармы" презирают "космонавтиков оснащенных налобными фонарями, катафотами, светоотражающими полосами, яркими и функциональными стопными комбинезонами, вымуштрованных автостопщиков-спортсменов.

ОСНОВОПОЛОЖНИК

Где-то в середине семидесятых в автостопе появился зачинатель нового направления, энергичный и тогда еще молодой турист Алексей Воров. Де-факто для попадания на удаленную точку, являющуюся началом маршрута, туристы давно пользовались методом "подбрасывания", перенятым у местных бабушек, добирающихся утром до базара Но именно Воров упорядочил уже существующие знания о стопе, сведя их в стройную систему, а также породил знание новое, впоследствии составившее основу идеологии спортивного автостопа.

Алексей Воров стал создателем первой в стране и мире организации автостопщиков: в 1978 году появилась Ленинградская Лига Автостопа (ЛЛАС), позже ставшая ПЛАС - Петербургской Лигой Автостопа, бессменным председателем которой Воров являлся до самого недавнего времени. Спортивный автостоп от неспортивного отличается принципиально, как туристский поход от выезда в лес "на шашлычки". В спортивном стопе во главу угла ставятся научность (учет опыта и разработок предыдущих поколений автостопщиков), рациональность и ориентация на результат. Ценится мастерство как умение достигнуть цели путешествия в кратчайшие сроки, красиво и технично. Кто раньше приедет - тот круче; но ценится и умение приложить меньшие усилия, без проблем "вписаться" к любому драйверу, уболтать любого водилу. (Сравните хипповское: "наша машина без нас не уедет"; значит, торопиться некуда, давай сядем у дороги и, такое дело, перекурим). Как охотничьи байки, рассказывают (может быть, вполне реальные) истории о том, скажем, как двое друзей автостопом провезли двухкамерный (по другим источникам, трехкамерный) холодильник из Перми (по другим источникам - Новосибирска) в Москву (Питер).

ЛИГА АВТОСТОПА

Туризм - это туризм. Дух спортивного соревнования, по уму составленная продуктовая раскладка, продуманное снаряжение. Вот в горном туризме применяется рюкзак, разработанный альпинистом Абалаковым, а в автостопе, например, все шире используется рюкзак-"штурмовик" Ворова. Удобная и простая в применении штука, занимает мало места при достаточно большой вместимости. Малый размер - большое достоинство при ограниченном месте в кабине машины, да и таскать лишнее с собой настоящий турист не станет.

В стандартной одежде автостопщика (исключительно удобном и функциональном "комбезе" - автостопном комбинезоне) отразилась идея "повышенной заметности". На него нашиваются светоотражающие полосы, стрелки - для того, чтобы водителю в свете фар ты был виден издалека. Большая часть автостопных клубов в Питере использует комбинезоны разнообразных оттенков желтого цвета, но в других городах страны, кажется, применяются и красный, и оранжевый, и иные цвета. Главное - комбез не должен быть темным, немарким. Еще комбез должен быть водоотталкивающим, ветронепробиваемым, мало-мало греть, а также иметь кармашки для нужных в пути предметов. Ценится и приветствуется только "чистая" езда, то есть без оплаты водителю (деньгами либо ценностями; угощать водителя и дарить из симпатии мелкие сувенирчики не возбраняется). Не приветствуется мимикрия под госструктуры. Так, на одежде стопщика не должно быть следующих аббревиатур или имитаций под них: ГАИ (ГИБДД), ВАИ, милиция, ОМОН, ДНД, МЧС, Минобороны (во всех проявлениях), ООН ЮНЕСКО, Гринпис, Минздрав, УВО. Даже светоотражающие полосы на одежду автостопщика должны быть нашиты вдоль рукавов и штанин, а не по их обхвату -так нашивают отражатели на одежду гаишники и спасатели. Если тебя примут за одного из них и остановятся, то это не только неспортивно, но и чревато физической расправой.

Трасса должна проходиться "честно" - не на транспорте знакомых, не за деньги и уж ни в коем случае не на рейсовом транспорте (от автобусов до электричек). До рейсовой или платной езды по трассе настоящий автостопщик не унизится никогда!!!

Именно в Лиге Автостопа зародилась идея ранжирования катающихся с выделением лучшим особых знаков доблести. Так, свежепоступивший на обучение в Лигу новичок сначала становится Стажером Лиги, а затем, накатав определенный километраж и доказав класс в Клубных автостопных гонках (нужно прийти на финиш гонки в тройке лидеров), он приобретает право нашить на рюкзак (и любые иные места по усмотрению) именной номер. Такой знак отличия дается пожизненно. Бойцы, имеющие право их ношения, так в обиходе и называются -Номера. Насколько мне известно, сейчас количество номеров - около сотни. В ПЛАС была создана и действует по сей день первая в стране (да и в мире) Школа Автостопа, где из "чайников" делают профессионалов стопа. Для новичков опытными мастерами читались лекции, проводились практические выезды, и, как вершину признания, стажер получал Номер и мог считаться вполне доказавшим спортивную доблесть.

Помимо развития автостопа и обучения ему, ПЛАС занимается посильной популяризацией данного вида спорта. Так, перед ежегодным осенним набором в школу автостопа проводятся популярные лекции в вузах (в прошлом году - в Политехе, в позапрошлом - в текстильном институте) на тему "Что такое автостоп и почему им надо заниматься".

Помимо прочего, Лига Автостопа создала традицию автостопных соревнований и гонок. Основная идея гонки - прийти первому к фиксированному финишу, обогнав соперников. Остальные, более слабые, борясь с "монстрами", повышают спортивное мастерство и класс езды. Гоночное пространство - обычно замкнутый участок с несколькими контрольными пунктами (КП), на которых участник должен отметить маршрут своего следования. При этом должны быть соблюдены определенные правила, в которых оговариваются этические и технические моменты, за их невыполнение - штраф в баллах либо начисление дополнительных штрафных минут.

ГИЛЬДИЯ МАСТЕРОВ

В середине 90-х от Лиги Автостопа отпочковалась Гильдия Автостопа (с 1999 года - Гильдия Мастеров Автостопа). С ПЛАС Гильдия Мастеров Автостопа и сегодня находится в состоянии холодной войны. Сейчас Гильдия нечто среднее между туристическим клубом и рыцарским орденом. По духу ближе всего RPG (Role Play Games, ролевые игры). Даже назва ния рангов статуса на поминают причудливое смешение спортивной терминологии и романов-фэнтэзи: новичок - Ученик становится сначала Кандидатом в Мастера Гильдии, затем - Мастера Гильдии, а за особые заслуги - Почетным Мастером. На гильдейских голосованиях Кандидат имеет право половины голоса, Мастер - целого голоса, а Почетный Мастер голоса не имеет вообще. Собрания Гильдии, называемые Средами, происходят по средам в 20:00 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Лени Голикова, д.86, кв.60 (домашний адрес Мастера-Хранителя Хроники Гильдии Михаила Гуменика), и являются весьма открытыми мероприятиями. Присутствие всех заинтересованных лиц не возбраняется. Исключением является третья среда каждого месяца, "именуемая Судьбоносной Средой и предназначенная для решения вопросов, входящих в компетенцию только членов Гильдии", только членов Гильдии". Впрочем, недавно было введено новое правило, согласно которому не член Гильдии имеет право посетить не более восьми Сред, а затем - либо примкнуть к Гильдии, либо прекратить тусовочные визиты.

Среда (не судьбоносная), как правило, разделяется на лекцию с ответами на вопросы, читаемую в начале Среды, и чаепитие, происходящее после. Чаепитие включает в себя ритуал знакомства, обсуждение текущих вопросов, планирование гонок и иных событий и собственно чаепитие. Лекции освещают практически все основные теоретические аспекты автостопа: от классификации трасс до этики и контактологии, включая ситистоп (автостоп по городу). Работа по обучению новичков ведется очень активно. Сейчас, возможно, Школа Автостопа Гильдии - самая открытая в городе.

Члены Гильдии и Мастера пользуются особой символикой, показывающей причастность к Гильдии - значки, нашивки Мастера.

ULTRA - АВТОСТОП: ТЕХНОКРАТЫ

Также выходцами из ПЛАС являются и учредители команды Ультра-автостоп: Филипп Леонтьев, Александр Нетужилов, Андрей Пожидаев (ныне Ультра также конфликтует с ПЛАС). Ультра - организация особого рода: это, наверное, самый коммерциализированный клуб автостопа в стране - список их спонсоров внушителен. Это весьма немногочисленный клуб (не более дюжины членов), закрытый, элитный и тоталитарно управляемый. Менеджерские качества генерального директора Филиппа Леонтьева (обучавшегося в ФинЭке) позволили сделать автостоп выгодным коммерческим предприятием! О многом говорит даже принятый в команде институт отношений: руководит командой генеральный директор, с членами заключаются контракты. Активно ведется и PR-деятельность: через ФИДОшную эхоконференцию RU.AUTOSTOP, участие в теле- и радиопередачах, публикациях в периодике и т.п. Многим пассажирам питерской подземки, наверно, памятны рекламные ролики, крутившиеся на экранах видеорекламы в метро.

У ультровцев - репутация людей агрессивных и амбициозных; еще известны они высочайшей технической оснащенностью ("...в правом кармане комбеза рация, в левом - "дельта" (радиотелефон)...") и суперсовременным, часто уникальным снаряжением, изготовляемым почти всегда на заказ. В качестве своих основных задач Ультра провозглашает сверхдальние, сложные и экстремальные путешествия как профессию и стиль жизни. Обучение новичков отсутствует абсолютно. Идеология: во главу угла ставится быстрая и эффективная езда; приветствуются все разработки, которые позволят ездить быстро и эффективно.

Также в течение последнего года в Питере заявили о своей организации несколько новых команд спортивного автостопа, созданных преимущественно выходцами из Лиги Автостопа; количество таких команд уже приближается к десятку. Среди них можно назвать команды А-ЭЛИТА, КЭП (Команда Экстремальных путешествий).


Санкт-Петербургская Команда Экстремальных Путешествий

Tелефон: (812)249-2677, (812)558-2051 (сюда нужно звонить с целью оставить сообщение)

Факс: (812)296-9520

E-mail: djk@hotmail.ru, djk_st@hotmail.com, dj_k@mail.ru

FIDO: 2:5030/597.74, 2:5030/262.45

Координаты для связи(Олег Макаров): тел (812)269-8916 E-mail: om_st@mail.ru FIDO: 2:5030/597.42

Гильдия Мастеров автостопа

E-mail: guild@postman.ru. Страница Гильдии Мастеров автостопа, находящаяся на www.geodties.com/Athens/Delphi/3194 и поддеоживаемая Михаилом Колодиным.

ULTRA

Адрес: 195253, Россия, С. Петербург, А/Я 73

Tелефон: +7/812/271-52-67, 183-26-30

Факс: +7/812/183-26-30

E-mail: team@ultra.travel.ru

Сайт: http://ultra.travel.ru

icq: 14322323


Пчела #26-27 (май-август 2000)



 



Перейти на главную История создания журнала Адресная книга взаимопомощи Об интересных местах Об интересных людях Времена Многонациональный Петербург Клубы и музыка Прямая речь Экология Исторический материализм Метафизика Политика Правые Левые Благотворительность и третий сектор Местное самоуправление Маргиналии Дети и молодежь Наркозависимые Бывшие заключенные Глухие Слепые Люди в кризисной ситуации Душевнобольные Алкоголики Инвалиды-опорники

© 1996-2013 Pchela

Письмо в "Пчелу"